Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Партнеры
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Коллекция музеяМайхровский Евгений
 
Музей портрета:
 
 
Петросян Абрам Аркадбевич
Петросян Абрам Аркадбевич
Базаров Борис Яковлевич
Базаров Борис Яковлевич
 



Вас присветствует НПГ:

Куратор проекта «Золотые страницы истории России» Александр Осипов,

Предыдущий файл НачалоМайхровский ЕвгенийСледующий файл
Майхровский Евгений

Художник Б. Горбунов 60х40 к\масло

Майхровский Евгений Бернардович

народный артист России

 

российский цирковой артист, народный артист РСФСР (1987); коверный клоун - под псевдонимом "Май"

Евгений Майхровский вырос в цирковой семье, а значит, в цирке, но его путь на манеж оказался далеко не простым.

...Он мечтал стать драматическим артистом. В школе занимался в драмкружке, читал стихи, Аркашку Несчастливцева в "Лесе" играл. После десятого класса поступал буквально во все театральные учебные заведения Москвы. Тогда, в 56-м, такая возможность была: экзамены везде начинались в разное время. Вот так, по очереди, обошел Щукинское, Щепкинское, ВГИК, ГИТИС. Пропускали до третьего тура, а там речевики пугались его сиплого голоса. Говорили: "Хороший парень, темперамент есть, но голос...". И отказывали. Год ушел на раздумья, и в 57-м Майхровский подал документы в цирковое училище. Не то чтобы сдался, нет, все-таки родители цирковые, да вообще к цирку всегда хорошо относился.

Но тут опять та же история. В приемной комиссии были вахтанговцы: Татьяна Харитоновна Манучарова, Ада Васильевна Пушкина. Для них его голос - нож в сердце. Расстроился Женя ужасно. Тут, правда, Каштелян, известный педагог, говорит: "Давайте молодой человек, попробуем такой этюд - вас не приняли в цирковое училище". А Майхровский по характеру оптимист. Самые трудные ситуации в нем такой эмоциональный накал рождают, откуда что берется?

Даже теперь, став первоклассным акробатом и эквилибристом, Майхровский вряд ли бы рискнул повторить совершенно невообразимые каскады, которые он тогда выделывал перед онемевшей от испуга комиссией. Так и приняли - с испытательным сроком до первой сессии. Пусть, мол, докажет. А вышло, что доказывать пришлось всю жизнь. И тем, кто не верил в него, и прежде всего - себе самому.

Выручило одно - одержимость цирком. Он приходил в училище в семь утра, уходил в два ночи. Два курса занимался сразу на двух отделениях: клоунады и акробатическом. Много внимания уделял музыке и профессионально овладел двумя инструментами: трубой и саксофоном. Через некоторое время Евгений пришел в кабинет директора училища Волошина и попросил просмотреть его "домашнюю работу". Майхровский составил пирамиду из 7 стульев - один на другой, а на самом верхнем, балансируя на двух его ножках, заиграл на трубе. Когда он стулья под потолок загнал, Волошин всполошился: "Нет, этот трюк нужно на манеже показывать, на полу опасно", и позвал для страховки педагога. А финал номера был таким: Женя отбросил трубу, стул, на котором балансировал, и "солдатиком" пролетел вниз сквозь сиденья стульев (они были специально подготовлены). Эффектный финал! После этого Волошин распорядился: "Не трогать парня, пусть работает!".

...Если в искусстве нет изобретательства, то это уже не искусство. Таким образом, воображение является обязательным, а развить его можно только тренировками.

Впрочем, хороший клоун - всегда загадка. Путь Майхровского в клоунаду - через труд, через постоянный тренинг. И он этого не скрывает. И потому, что может трудиться, и потому, что истинному таланту скрывать нечего...

Уже перед завершением учебы один из педагогов посоветовал ему взять в "партнеры" собаку. В первое же воскресенье Женя отправился на Птичий рынок. Каких собак там только не было! Но той, единственной, он в тот день не нашел. Полгода ездил на Птичку, как называют этот рынок в народе, но нужный пес не встречался: один был похож на собаку Карандаша, другой - на собаку Вяткина, то не та масть, то не тот возраст. И вот однажды видит: стоит человек с песиком будто специально по его заказу - помесь тибетского терьера с карликовым пуделем, беленький, с рыжеватыми ушами... Одна беда - хозяин просил за него пятнадцать рублей (по тем временам большие деньги: проезд в метро стоил пятачок, обед в столовой - 70-80 копеек, шапка-ушанка - 10 рублей), а в кармане у будущего клоуна лежала только пятерка. Несколько раз подходил к продавцу, но тот цену не сбавляет. Евгений наконец вынул студенческий билет, объяснил, для чего ему пес. Продавец не верит, и все тут! Пришлось Жене снять пальто, шапку и показать стойку на руках, курбет, сальто. Продавец перепугался. "Забирай собаку, - шепчет, - а то нас с тобой заберут в кутузку". Так достался Майхровскому Филя, или, более торжественно - Простофиля. В этот день он нашел не только Филю, но и себя.

Позже у него было много собак, но на манеже все они звались Филями - Простофилями, все были белыми и лохматыми. Они прекрасно понимали своего хозяина и даже помогали придумывать клоунады. Однажды произошел такой случай. Одна из собачек вбежала в комнату и замерла у ног обедавшего хозяина, трогательно склонив набок голову, и он, презрев все правила, угостил ее лакомым кусочком. Через минуту Простофиля выскочила в другую комнату и... привела за собой других собак. "Родственников привела?" - засмеялся Евгений. Так родилась реприза "Ужин", главная тема которой - любовь к животным.

Майхровский стал хорошим дрессировщиком собачек. И его "визитная карточка" - выходная реприза, с которой он неизменно появляется перед зрителями, завершается тем, что терьер Филя сам прыгает в его хозяйственную сумку.

У клоуна с поэтическим именем Май (это не только первые буквы его фамилии, но и последний месяц весны: солнечный, яркий, радостный) реприз много, но он присутствует на манеже не только, когда заполняет паузы между номерами. Время от времени он появляется из-за форганга (занавеса) и как бы подсматривает: что же там происходит, не пора ли вклиниться, придумать что-нибудь смешное?

Обычно Май выходит на манеж со своим "фирменным" возгласом "ой-ой-ой!". Какое богатство красок и оттенков в этом коротком восклицании! Взять хотя бы классическую репризу "Чаевые". Майхровский аккуратно раскладывает на манеже для чистки свой пиджак, а униформист пренебрежительно отодвигает его ногой. "Ой-ой-ой!" - кричит Май, и в этом крике возмущение, недоумение: как можно так обращаться с дорогой вещью?

Когда ему на помощь приходит инспектор манежа, услужливо снимая с него пылинки, опять слышится "ой-ой-ой". На этот раз в нем отчетливо звучит благодарность человеку, бескорыстно пришедшему на выручку. Но стоит инспектору потребовать за свою услугу вознаграждение, как в этом восклицании уже негодование, разочарование. Сценка по существу пантомимическая, но единственное восклицание "ой-ой-ой" вмещает в себя такое разнообразие эмоций, интонаций, что остается впечатление состоявшегося диалога между коверным и инспектором.

"Клоун - большой ребенок, я в этом убежден, - говорит Май. - Отсюда желание раскрыть мир ребенка глазами клоуна, сохранить детское непосредственное отношение к окружающему миру".

У него есть своя тема, которую он ведет через репризы - тема человеколюбия, тема веселого человека, которого иногда постигают жизненные неудачи, но он всегда выходит из них победителем. Репризы "Штанга" и "Бокс" на первый взгляд "спортивные". На самом деле это глубоко трогательные жизненные истории, "рассказанные" по-клоунски смешно и в то же время лирично. В музыкальной сценке "Труба" особенно наглядно можно увидеть, как сочетаются две стороны дарования Майхровского - комическая и лирическая. Вот он выходит на арену: во фраке, белых перчатках, кланяется и начинает играть на трубе. И тут же мгновенный переход к смешному: Май раскланивается во все стороны, и ноги его нелепо закручиваются винтом. Под аплодисменты публики он возвращается на манеж, но стоит ему протянуть руку к трубе, как она протестующе "кричит" - не хочет, чтобы на ней играл такой неумеха. Май рассержен, он размышляет, что делать? Влепить строптивой трубе "апач", то есть пощечину? Грозно цыкнуть на нее? Нет, Май нежно, как ребенка, берет трубу на руки, дает ей соску (вставляет ее в мундштук) и начинает ласково укачивать. Труба, словно дразня неудачливого музыканта, вновь что-то недовольно бурчит. Все понятно! Это проделка озорника-униформиста!.. Май затыкает ему рот соской и с независимым видом, будто это не его разыграли, уходит с манежа.

А вообще Май - клоун универсальный. Он работал комиком в воздушном полете, эксцентриком в группе "Акробаты с бочками", комиком-вольтижером. Как-то в номере акробатов-каскадеров "Веселые поварята" один из партнеров заболел, заменить его предложили Майхровскому. Он за два дня подготовился и до конца программы успешно выступал в нем.

К 60-летию революции режиссер Игорь Тернавский поставил в Пермском цирке спектакль "Бумбараш" по книге Аркадия Гайдара. Главную роль в спектакле сыграл Евгений Майхровский. Он летал под куполом как воздушный гимнаст, скакал на лошадях, стрелял, дрался, пел.

В спектаклях, которые поставил клоун вместе с режиссерами Тернавским и Сониным, он выкладывался до конца и до конца безраздельно отдавал себя работе, играл ли Бумбараша или мистера Жоржа в "Каштанке". Но ведь и приобретал, обогащался! Вот в чем секрет, вот в чем хитрость истинного мастера: чем больше отдаешь, тем больше получаешь в ответ. И если у многих его коллег клоунский образ, столь отчетливый и яркий в молодости, с годами, обрастая штампами, тускнеет, то Май набирает "цвет". А когда ему стареть, если столько работы?

Нет ни одного по-настоящему крупного актера, путь которого был сплошь усеян розами. И творческая биография Евгения Майхровского - тому подтверждение. Может быть, именно это преодоление трудностей и рождает истинного творца. Слабые не выдерживают, ломаются, сильные достигают цели. Важно только, чтобы цель эта была верной. А еще, чтобы по дороге не растерять то главное, ради чего отправился в путь.

Сегодня на манеже выступает вся семья Майхровских. Это в традициях цирка. Это в стиле народного артиста России Евгения Майхровского - учиться самому и учить других. В пьесе драматурга В. Розова "В добрый час" есть такие слова: "Каждый человек должен иметь точку опоры". Майхровский давно понял, что цирк, клоунада - его точка опоры.

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том первый "Клоуны", с.332-336.



 
Конкурс Высоцкого
 
 
Панасюк Виталий
Панасюк Виталий
Бендерский Роман Симхович
Бендерский Роман Симхович
 

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Услуги
НПГ

 

Яндекс.Метрика