Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Партнеры
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Страницы сайтаЗакон "Об авторском праве и смежных правах" Российской Федерации
 
Музей портрета:
 
 
Джемс Прескотт Джоуль
Джемс Прескотт Джоуль
Королев С П
Королев С П
 



Закон "Об авторском праве и смежных правах" Российской Федерации


(извлечения)


Статья 5. Сфера действия авторского права.

В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется:

  • на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

  • на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

  • на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 6. Объект авторского права. Общие положения.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, также способа его выражения.

Статья 15. Личные неимущественные права.

1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
  • право признаваться автором произведения (право авторства);

  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Статья 16. Имущественные права.

1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

  • публично показывать произведение (право на публичный показ);

  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

  • переводить произведение (право на перевод);

  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Статья 27. Срок действия авторского права.
  1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

  2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

    При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
Статья 31. Условия авторского договора.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.


Статья 32. Форма авторского договора.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.


Примечания:
  • Аналогичные нормы действуют на территории других развитых стран, подписавших Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений;

  • материал о корректном цитировании чужих произведений можно посмотреть здесь.

 

10 ГЛАВНЫХ МИФОВ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ


По адресу http://www.templetons.com/brad/copymyths.html находится страница Брэда Тэмплтона (Brad Templeton), который знаменит в сети Интернет своим проектом "10 главных мифов об авторском праве" (10 Big Myths about copyright explained)

При переводе мифов на руccкий язык
Андрею Минкову пришлось учитывать некоторые специфические различия между американским и российским законодательствомВ связи с этим приводится не только перевод мифов Брэда Тэмплтона, но и - в случаях расхождения двух законодательств - профессиональные комментарии Автора статьиИзлишне говорить, что по e-mail им было получено соответствующее разрешение от Брэда Тэмплтона на публикацию адаптированного перевода мифов

МИФ 1
Если нет уведомления об авторском праве (copyright notice), то произведение не охраняется

Так было раньше в странах с англосаксонской системой права, однако сегодня подавляющее большинство государств присоединились к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г- наиважнейшему многостороннему международному договору, регулирующему вопросы авторского праваНапример, в США все оригинальные произведения, созданные творческим трудом автора после 1 апреля 1989 г., охраняются авторским правом вне зависимости от наличия уведомления об авторском правеСчитайте, что произведение, созданное другим лицом, охраняется авторским правом, за исключением тех случаев, когда Вы уверены, что оно не охраняетсяЕсть некоторые произведения, которые более не охраняются ввиду отсутствия уведомления об авторском правеНо если Вы не уверены - не рискуйте

Вместе с тем, уведомление об авторском праве усиливает защиту, поскольку автор таким образом предупреждает потенциальных пользователей, а также облегчает жизнь юристам, которые в суде должны будут доказать, что права были нарушены. 
Итак, если произведение может охраняться авторским правом, считайте, что оно охраняетсяЭто же относится к фотографиям и изображениямЗапрещается сканировать фотографии, напечатанные в журналах, с целью размещения отсканированных изображений в сети ИнтернетЕсли же Вы сталкиваетесь с чем-то, в чем Вы не уверены, то использовать произведение не надо

Форма уведомления об авторском праве следующая: "Copyright [дата] by [автор/правообладатель]"

Можно использовать знак "с в окружности" © вместо слова "Copyright", но знак "(с)" никогда не давал правовой защиты по законуФраза "All Rights Reserved" ранее использовалась в некоторых странах, но сейчас она также не является обязательной.
МИФ 2
Если я не получаю за это денег, то я ничего не нарушаю.

Извлечение прибыли может лишь повлиять на размер компенсации, которую Вас может обязать выплатить судЭто единственное различиеВы по-прежнему можете нарушить авторские права, даже если Вы не получаете за это ни копейки, однако если автору (правообладателю) Ваши действия могут наносить значительный реальный ущерб, суд может вынести решение о компенсации такого ущерба
МИФ 3
Если произведение выложено в Интернет, то оно является общественным достоянием

Ни одно произведение (за исключением тех, срок охраны которых истек) не является общественным достоянием (public domain), кроме тех случаев, когда автор напрямую выражает желание, чтобы это произведение перешло в общественное достояниеПод "напрямую" понимается, что автор или правообладатель должны указать: "Я передаю это произведение в общественное достояние"

Некоторые считают, что публикация произведения в сети подразумевает разрешение неограниченному кругу лиц копировать это произведениеДругие даже считают, что Интернет - это система автоматического "складирования и распространения", в которой по предложению (а не по согласию) автора делаются тысячи копий произведения С этим можно спорить, однако даже если согласиться с первым тезисом, то речь может идти лишь о таком копировании, которое обычно осуществляется посредством сети, но никоим образом нельзя говорить о том, что такое размещение произведения в сети переводит это произведение в общественное достояние. 
Очень важно помнить, что, с точки зрения закона, компьютеры никогда не осуществляют копированиеКопируют только люди. Компьютеры получают команды, но не разрешенияРазрешение могут получить лишь людиБолее того, подразумеваемое разрешение никоим образом не может обладать большей силой по сравнению с напрямую выраженными условиями использования произведения

Предполагается, что лицо, которое публикует то или иное произведение в сети, обладает правами в отношении этого произведенияЕсли у этого лица нет прав на произведение, то все копии считаются контрафактными
и тогда публикация этого произведения в сети требует какого-либо разрешенияСоответственно это не влечет за собой никакого ограничения правам автора (правообладателя) произведения

Важно помнить, что перевод произведения в общественное достояние означает полный отказ от всех правНельзя осуществить перевод произведения в общественное достояние для "некоммерческого использования".
МИФ 4
Моя публикация чужого произведения в ньюс-группах Usenet являлась добросовестным использованием (fair use)

Концепция "добросовестного использования" представляет собой изъятие из общих правил авторского праваОна появилась с целью обеспечения возможности создания комментариев, пародий, сообщений в новостях, исследований с использованием охраняемых авторским правом произведений без получения разрешения авторов таких произведенийПри таком использовании важно учитывать намерения пользователя и возможный ущерб автору произведенияВы приводите статью из газеты, потому что хотите покритиковать эту газету или потому что не смогли найти время, чтобы написать свою собственную статью? Или Вы просто хотели, чтобы посетители Вашего сайта могли сэкономить и ничего не платить создателям газеты? Первый случай скорее всего будет признан "добросовестным использованием", тогда как второй и третий - нет

"Добросовестное использование" - в любом случае исключение, причем в достаточной степени ограниченное и обусловленное: нельзя использовать произведение способом и в объеме, не оправданными целями цитированияТакое использование не должно наносить ущерб коммерческому использованию произведения, то есть добросовестным может быть признано только такое использование, которое не приведет к тому, что охраняемое произведение перестанут покупать (именно поэтому запрещается "цитировать" произведение полностью)

Публикация в Usenet обычно предполагает комментарии и обсуждение оригинальных сообщений, которое не наносит ущерба обычному коммерческому использованию оригинального сообщения (если у него есть коммерческая ценность как таковая)Такое цитирование обычно признается "добросовестным"Нужно заметить, что доктрина "добросовестного использования" не является чем-то сверхрегламентированнымСуд в каждом конкретном случае определяет, может ли принцип "добросовестного использования" "перевесить" нормы авторского права

Факты и идеи не охраняются как таковые, но охраняются объективное выражение и структура таких фактов и идейВсегда можно факты и идеи выразить своими словами
МИФ 5
- Если не использовать авторское право, то оно теряется. 
- Кто-то защитил авторским правом это название. 


Авторское право утратить невозможноЕго можно только передатьВ отличие от американского законодательства, в котором четко прописано, что авторским правом названия произведений вовсе не охраняются, российское законодательство предоставляет охрану названиям произведений, но только в том случае, если название произведения создано творческим трудом автора и "может использоваться самостоятельно"Термин "самостоятельно" постоянно подвергается справедливой критике юристов, поскольку совершенно непонятно, является ли "самостоятельным" использование названия песни в качестве названия какой-то другой песни или нетБолее надежно названия можно защитить через систему товарных знаков, неиспользование которых как раз и может привести к утрате права на такой товарный знак

Обычно регистрируют товарные знаки на определенные слова, обозначающие определенные товары или услугиНапример, компьютер AppleФирма Apple Computer "владеет" словом Apple (яблоко) в отношении компьютеров, несмотря на то, что это обычное словоКомпания Apple Records владеет этим словом в отношении музыкальной индустрииНи одна из вышеперечисленных компаний не владеет словом "Apple" как таковым, лишь в определенном контексте
Более того, владение товарным знаком не означает абсолютного права: у этого права есть свои ограничения, установленные законом

Запрещается использовать чужой товарный знак способом, который может нанести ущерб собственнику такого товарного знакаИли способом, который может привести к тому, что люди перепутают Вас с законным владельцем товарного знака и Вы получите необоснованный доход от использования чужого товарного знакаНапример, в отношении музыкальных клипов было бы крайне неразумным проставлять на них знак MTV
МИФ 6
Если я создаю свое произведение, но основываю его на уже существующем произведении, то все права на мое произведение принадлежат мне.

Законодательство об авторском праве четко говорит о том, что создание так называемых производных произведений, то есть созданных на основе уже существующих произведений, - это одно из исключительных прав автора оригинального произведенияПри этом не берется в расчет то, что создание такого производного произведения может представлять собой в высшей степени творческий процессДаже если Вы пишете рассказ, используя героев чужого рассказа, то Вам необходимо получить разрешение автора оригинального произведения

Законодательство США, в отличие от российского законодательства, прямо говорит, что не требуется получать разрешение на использование оригинального произведения для создания пародийЗдесь также действует концепция "добросовестного использования": если произведение используется для того, чтобы создать на его основе пародию на это произведение, то не требуется получать разрешение от его создателяЭто не лазейка: нельзя создать производное произведение, не являющееся пародией, и заявить, что это пародияВ российском же законодательстве вообще нет никаких указаний на то, что пародии можно создавать без разрешения авторовТаким образом, все исполнители пародии, которые не получили разрешения авторов оригинальных произведений, нарушают права этих авторов
МИФ 7
Мне ничего не будет: у ответчиков в суде очень широкие права.

По большей части, меры по защите авторских прав - это меры гражданско-правового характераПоэтому в большинстве случаев в отношении нарушителей авторских прав подаются гражданско-правовые искиВ гражданском праве не действует принцип презумпции невиновности в том виде, в каком он формулируется в уголовном правеВ гражданском суде главным является то, какая из сторон покажется судье более убедительной
МИФ 8
Так что, нарушение авторских прав - не преступление?

ПреступлениеУголовный кодекс РФ в ст146 предусматривает, что незаконное использование объектов авторского права, а также присвоение авторства, если такие деяния наносят крупный ущерб, "наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет"А в случае если нарушение совершено неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то нарушители могут быть наказаны штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет"
МИФ 9
Я никому не наношу ущерба! На самом деле, это бесплатная реклама!

Только владелец авторского права может решать, нужна ли ему такая бесплатная реклама или нетЕсли автор хочет такой рекламы, он сам с Вами свяжетсяНе надо за автора додумывать, нанесете Вы ему ущерб или нетПросто спроситеОбычно это не представляет никакого труда
МИФ 10
Мне прислали произведение по e-mailТеперь я могу его опубликовать в сети.

Обладание экземпляром произведения вовсе не то же самое, что и обладание авторскими правами. Еще одним аспектом электронной почты является то, что послания по e-mail в большинстве случаев не являются секретнымиТо есть если Вы послали кому-то письмо, а затем получатель у себя на сайте процитировал Ваше письмо, то Вам будет весьма сложно доказать, что публикация Вашего электронного письма нарушает Ваши авторские права и наносит Вам экономический ущерб
МИФ 11
То есть вообще ничего нельзя использовать? 
Миф 11 (Брэд Тэмплтон, судя по всему, не хотел менять уже знаменитого названия статьи "10 главных мифов об авторском праве") обычно формируется как ответ на вышеизложенные 10 мифов
Нет, авторское право не является абсолютным запретом на использование произведенийБыло многократно доказано, что выплата справедливого вознаграждения авторам приводит к тому, что авторы не только разрешают использовать свои произведения, но и зачастую сами участвуют в публикации и распространении  произведенийОднако необходимо помнить, что у авторского права есть две главные цели - защита права автора на извлечение прибыли из своего произведения, а также защита права автора на контроль за тем, как будет использоваться произведение
С другой стороны, если Вы не нарушаете этих двух основополагающих прав автора, т.еесли Вы не присваиваете себе авторства и/или оригинальное произведение таково, что автор не может извлечь из него прибыли, то вряд ли решение суда по отношению к Вам будет слишком жестоким.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
  • Сегодня практически любые произведения охраняются авторским правом с момента их создания, не требуя соблюдения формальностей
  • Авторское право нарушается вне зависимости от того, получает ли нарушитель прибыль или нетЭто влияет лишь на размер присуждаемой судом компенсации
  • Публикация в сети Интернет не переводит произведения в общественное достояние и не дает Вам права на дальнейшее копирование произведение, за исключением случаев, прямо обозначенных лицом, правомерно опубликовавшим произведение в сети
  • "Добросовестное использование" - это сложная доктрина, призванная служить определенным социальным целямЗадайте себе вопрос, зачем вы копируете (или повторно публикуете) произведение и почему Вы сами не можете создать произведение, подобное тому, что Вы собираетесь использовать
  • Авторское право не утрачивается в связи с неиспользованием в течение какого-то срокаЭто относится лишь к товарным знакам
  • Производные произведения, созданные без разрешения авторов оригинальных произведений, нарушают права таких авторов
  • Меры защиты авторского права в основном сводятся к гражданско-правовым мерам защитыВместе с тем существуют статьи уголовного законодательства, призванные препятствовать нарушениям авторского права
  • Не надо думать, что публикуя произведения без разрешения, Вы тем самым помогаете авторуЗачастую совсем не сложно спросить разрешения
 
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № № 9 (74), 2000 г.
КОНТАКТ:
 
 
Copyright © Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery"   Все права защищены.

ПечататьПечатать
ОтправитьОтправить

 
Народная галерея:
 
 
Нестор-Летописец
Нестор-Летописец
Старость...
Старость...
 

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Услуги
НПГ

 

Яндекс.Метрика