|
![Портрет 100х80 художник Дризе И.Д.
Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9.1857 - 19.9.1935] - российский ученый и изобретатель в области аэродинамики,
ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 году назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 годах написал работу "Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа "Механика животного организма" (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.
Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Первым печатным трудом о дирижаблях был "Аэростат металлический управляемый" (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье "Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897 году первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Циолковским еще в 1883 году, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896 году. Только в 1903 году ему удалось опубликовать часть статьи "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях ее (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-29 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближенно) влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ) - и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полетом ракеты и изменения траектории ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. Циолковский - первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.
При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. За "Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР" Циолковский в 1932 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения Циолковского в 1954 году АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В Калуге и Москве сооружены памятники ученому; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне. Большая советская энциклопедия.
Литература. 1. Юрьев Б. Н. "Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского" в кн.: "Труды по истории техники", в. 1, М., 1952.2. Космодемьянский А. А. "К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики", там же.3. Космодемьянский А. А. "Константин Эдуардович Циолковский" в кн.: "Люди русской науки", с предисл. и вступ. ст. академика С. И. Вавилова, т. 2, М. - Л., 1948 (имеется список трудов Циолковского и лит. о нем). 4. Космодемьянский А. А. "Константин Эдуардович Циолковский", М., 1976.5. "Впереди своего века", М., 1970.6. Арлазоров М. С. "Циолковский", Тула, 1977. Циолковский Константин Эдуардович](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/DSC02103_.jpg) | Циолковский Константин Эдуардович | | ![Барклай-де-Толи Михаил Богданович (Михаэл Андреас)[13(24) декабря 1757, имение Памушис близ Жейме, Литва — 14 (26) мая 1818, Инстербург (Пруссия), ныне Черняховск, Россия] Происхождение Барклая-де-Толи и начало службыБарклай происходил из древнего шотландского баронского рода. Его предки в начале 17 века из-за религиозных преследований переселились в Германию, а затем — в Прибалтику, дед был бургомистром Риги, отец служил в русской армии и вышел в отставку в чине поручика. Сам Барклай воспитывался с 3-х лет в семье своего дяди — бригадира русской армии Е. фон Вермелена. По обычаю того времени в 1767 был записан на службу гефрейт-капралом в Новотроицкий кирасирский полк, а действительную службу начал с 1776 в рядах Псковского карабинерного полка, уже имея чин вахмистра. В 1778 он получил первое офицерское звание — корнета, а с 1783 по 1790 занимал адъютантские должности у ряда генералов. Боевое крещение получил во время русско-турецкой войны в 1788 при штурме Очакова в армии Г.А. Потемкина, затем участвовал в русско-шведской войне 1788-90 и кампании 1794 против польских инсургентов, где за проявленную храбрость был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса. Его исполнительность и отвага в бою очень скоро была замечена, и с 1794 он последовательно поднимался по ступеням служебной лестницы: командовал батальоном, полком, бригадой, дивизией. В 1798 cтал полковником, а в 1799 — генерал-майором. Особенно отличился в кампании 1806-1807, командуя арьергардными отрядами, сражался под Пултуском и Прейсиш-Эйлау, где был ранен и вынесен с поля боя без сознания. За геройское поведение получил чин генерал-лейтенанта и вновь отличился в русско-шведской войне 1808-1809. За переход по льду через пролив Кваркен и занятие шведского г. Умео был награжден чином генерал от инфантерии, а вскоре назначен главнокомандующим армии в Финляндии.
Барклай - военный министр и полководецЕго военно-административные способности по достоинству оценил император Александр I. C 1810 по 1812 он занимал должность военного министра, именно на него была возложена вся подготовка предстоящей войны с наполеоновской Францией. За это время он успел провести ряд важных мероприятий: строительство инженерных сооружений, создание тыловых баз, совершенствование дивизионной и создание корпусной системы, упорядочение штабной службы, создание разведывательных органов, реформа полевого и высшего военного управления. При нем стали вводиться в практику новые принципы боевой подготовки войск — обучение меткой стрельбе и действиям на пересеченной местности. К его заслугам необходимо отнести и выработку перед 1812 правильной стратегии против такого противника, как Наполеон. Основываясь на полученных разведывательных данных о значительном численном превосходстве французских сил, он предложил оперативный план, рассчитанный на затягивание военных действий по времени и в глубину русской территории. В первый период Отечественной войны 1812 года Барклай занимал пост главнокомандующего 1-й Западной армии и смог, несмотря на сопротивление части генералитета и офицерского корпуса, воплотить довоенный план в жизнь. С начала военных действий организовал отход русских войск, и его части избежали ударов превосходящих сил противника. После соединения двух Западных армий у Смоленска стал осуществлять общее руководство их действиями и продолжил отступление, что вызвало взрыв недовольства и обвинения в его адрес в армейской среде и русском обществе. После назначения и прибытия к войскам М.И.Кутузова остался главнокомандующим 1-й Западной армии. В Бородинском сражении ему подчинялся центр и правый фланг. По мнению многих современников, в этот день он искал смерти и во время битвы появлялся на самых опасных ее участках. Его умелое руководство при Бородино получило получило высокую оценку Кутузова, считавшего, что во многом благодаря проявленной им твердости было «удержано стремление превосходящего неприятеля» на центр русской позиции, а «храбрость его превосходила всякие похвалы». В награду получил орден Св. Георгия 2-го класса. На военном совете в Филях Барклай выступил главным оппонентом Л. Л. Беннигсена, подвергнув критике избранную им позицию на Воробьевых горах, и первым решительно высказался за оставление Москвы с целью сохранения армии. Организовал прохождение отступающих войск через Москву. 21 сентября после того как по собственной просьбе был уволен от командования, покинул армию. Во время заграничных походов русской армии 1813-14 гг. с 4 февраля 1813 вступил в командование 3-й армии. Войска под его началом взяли крепость Торн, отличились в сражении при Кенигсварте, участвовали в Бауценском сражении. В 1813 Барклай был назначен главнокомандующим русско-прусскими войсками, а после вступления Австрии в ряды союзников командовал русско-прусскими войсками в составе Богемской армии. Под его руководством была одержана победа под Кульмом (награжден орденом Св. Георгия 1-го класса), а как одного из главных героев победы в Лейпцигском сражении его вместе с потомством возвели в графское достоинство Российской империи.В кампании 1814 он успешно командовал войсками при Фер-Шампенуазе и при взятии Парижа, за что получил чин генерал-фельдмаршала. После окончания военных действий стал главнокомандующим 1-й армии, во главе которой совершил вторичный поход во Францию в 1815 и за смотр русских войск у г. Вертю получил княжеский титул.Похоронен в имении жены Бекгоф в Эстляндии.
В. М. Безотосный Барклай-де-Толи Михаил Богданович (Михаэл Андреас)](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/DSC08980_.jpg) | Барклай-де-Толи Михаил Богданович (Михаэл Андреас) | |
|
|
|
 |
Раздел - Социологичесские исследования в стадии обработки! Извините... Copyright © Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Все права защищены. |
|
|
|
|
|  |
|
 | 75 летию В.Высоцкого посвящается | |  | В.Высоцкий | |
|
|
|