|
![Художник: Нестеров Василий Евгеньевич180х130, х.м.
Фильм-история!
Аввакум Петрович (1620 или 1621-82), глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен. Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола. В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как осквернение церкви, предсказывает близкое пришествие антихриста, проповедует бегство из мира и самосожжение. Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре. АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621, с. Григорово "в Нижегороцких пределех" - 1682, Пустозерск) - протопоп, идеолог и один из вождей старообрядчества. Род. в семье священника. Рано потерял отца и воспитывался богомольной матерью. В 21 год рукоположен в дьяконы, через два года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. Аввакум обладал могучим даром проповедника. Но, ревностно исправляя нравы прихожан, вызвал всеобщее недовольство. Непрестанно спорил с начальством. Был не раз бит, преследуем и изгнан вместе с женой и малолетним сыном. Ища защиты, Аввакум отправился в Москву, где царский духовник Иван Неронов представил его царю. Получив поддержку в Москве, Аввакум вернулся в село, в разоренный дом, но был изгнан вторично. Поставлен протопопом в Юрьевец-Повольский, но через 8 недель был жестоко избит толпой за то, что унимал попов и баб от "блудни". В 1652 поступил священником в Казанский собор Москвы. Когда патриарх Никон стал проводить церковную реформу, Аввакум выступил против с "огнеопальною ревностью" ("До нас положено, лежи оно так во веки веков!"), за что был заключен в монастырь, а затем сослан с семьей в Тобольск, а оттуда в Даурию (Забайкалье), где от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. В 1663 царь вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника, и после падения Никона протопопа встретили "яко ангела Божия". Емусулили должность царского духовника и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради "сладости века сего и телесныя радости". Убедившись в неуступчивости Аввакума, царь сослал его в Мезень. В 1666 на церковном соборе мятежного протопопа лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум возгласил анафему архиереям. В 1667 он был отправлен в заточение в Пустозерск, в "место тундрявое, студеное и безлесное". 15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений. Лишенный возможности учить и обличать, Аввакум обратился к лит-ре как единственно доступному способу борьбы. Движение "раскола" приобрело характер антифеодального протеста и имело много последователей. К ним и обращался Аввакум своими сочинениями. Он автор "Жития" - первого в рус. лит-ре опыта автобиографии, где живым разговорным языком описаны его судьба и Русь XVII в. Этот шедевр мировой лит-ры не раз переводился на европейские и восточные языки. Переживший Алексея Михайловича, Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в к-рой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам. И "за великия на царский дом хулы" Аввакум был сожжен в срубе вместе с тремя другими узниками. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. АВВАКУМ (Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни. Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву, вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных пороков. В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен был к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было патр. Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были устранены. Новое исправление вызвало оппозицию со стороны крайних приверженцев буквы обряда, которые стали видеть в нем посягательство на чистоту древней веры и благочестия. Обладая редкой энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 Аввакум брошен был в подвал Андрониевского монастыря, сослан в Тобольск, но так как и здесь не переставал “ревностно бранить ересь Никонову”, то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская обл.). Шесть лет провел Аввакум в Даурской земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям. В 1663 Аввакуму позволено было возвратиться в Москву, но через год, вследствие челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет. В 1666 Аввакум возвращен был опять в Москву, где на проходившем в это время Соборе его пытались заставить отказаться от поднятой им оппозиции; но Аввакум остался непреклонен и в 1667 вместе с сообщниками Лазарем-попом и Феодором-дьяком сослан был в Пустозерский острог на Печоре. После четырнадцатилетнего, полного суровых лишений заключения, во время которого Аввакум все еще не переставал поучать единомышленников через послания, вследствие резкого письма царю Феодору Алексеевичу, в котором поносил всю Русскую Церковь и хулил царский дом, приговорен был вместе с сообщниками к сожжению.С. Ю. АВВАКУМ (Петрович) — юрьевский протопоп, один из первых представителей церк. раскола, отличавшийся редкими дарованиями, энергией и железной волей. Сын сельского священника. Род. в 1620 или 1621. При патриархе Иосифе (40-е гг. XVII в.) была создана т. н. комиссия справщиков, к-рая должна была исправить все богослужебные книги, ходившие на Руси. В неё, наряду с И. Нероновым, С. Вонифатьевым, Н. Пустосвятом и др. протопопами и дьяконами, входил и А. В 1646—1647 был связан с «Кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 подвизался протопопом в г. Юрьевец-Повольский, откуда по воле царя был определён в священники Казанского собора в Москве. Сменивший в том же году Иосифа патриарх Никон отставил всех прежних справщиков и передал всё дело исправления книг киевлянину Епифанию Славинецкому и греку Арсению Суханову. В 1653 Никон разослал по всем моск. церквам «памятную грамотку», где указывал, что «по правилам в иных случаях можно поясным поклоном заменять земной, и что следует креститься тремя перстами ». Когда эту грамоту прочли И. Неронов и А., то, по словам последнего, они «задумались, увидели, яко зима хощет быти; и сердце у них озябло и ноги задрожали… ». По словам Н. И. Костомарова, «отставленные справщики, которых самолюбие было сильно задето… кричали против Никона, что он поддается наущениям киевлян, зараженных латинскою ересью. Горячими его противниками сделались тогда протопоп Иван Неронов и друг Неронова юрьевский протопоп Аввакум, живший в доме его во время своего пребывания в столице». Выступив с протестом и обличениями против патриарха Никона (1653), А. подал царю челобитную по поводу неправых, по мнению А., действий, предпринятых Никоном, которой и было положено начало расколу. На церк. соборе 23 апр. 1656 была представлена книга «Скрижаль», в которой было напечатано проклятие двуперстному сложению, после чего собор предал анафеме и проклял всех неповинующихся церкви последователей двуперстия. Начались гонения на противников перемен, вводимых в церкви новым патриархом. Многие из них были посажены в тюрьмы или сосланы. А. вместе с семьёй попал сначала в Тобольск, а затем в Даурию. Вот как об этом говорится в Житии протопопа Аввакума: «…Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила, — больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысячи верст недель с тринатцеть волокли телегами, и водою, и саньми половину пути. Архиепископ в Тобольске к месту устроил меня… По сем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и укоряю ересь Никонову… Таже сел опять на корабль свой... поехал на Лену. А как приехал в Енисейской, другой указ пришел: велено в Дауры вести — дватцеть тысящ и больши будет от Москвы. И отдали меня Афонасью Пашкову в полк, — людей с ним было 6 сот человек; и грех ради моих суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да и сам в руки попал. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня. Егда поехали из Енисейска, как будем в большой Тунгуске реке, в воду загрузило бурею дощеник мой совсем: налился среди реки полон воды, и парус изорвало, — одны полубы над водою, а то все в воду ушло. Жена моя на полубы из воды робят кое-как вытаскала, простоволоса ходя. А я, на небо глядя, кричю: «господи, спаси! господи, помози!» И божиею волею прибило к берегу нас. Много о том говорить! На другом дощенике двух человек сорвало, и утонули в воде. По сем, оправяся на берегу, и опять поехали вперед. Егда приехали на Шаманской порог, навстречю приплыли люди иные к нам, а с ними две вдовы — одна лет в 60, а другая и больши: пловут пострищись в монастырь. А он, Пашков, стал их ворочать и хочет замуж отдать. И я ему стал говорить: “По правилам не подобает таковых замуж давать”. И чем бы ему, послушав меня, и вдов отпустить, а он вздумал мучить меня, осердясь. На другом, Долгом, пороге стал меня из дощеника выбивать: “Для-де тебя дощеник худо идет! Еретикде ты! Поди-де по горам, а с казаками не ходи!” О, горе стало! Горы высокая, дебри непроходимыя, утес каменной, яко стена стоит, и поглядеть — заломя голову! В гoрах тех обретаются змеи великие; в них же витают гуси и утицы — перие красное, вороны черные, а галки серые; в тех же горах орлы, и соколы, и кречаты, и курята индейские [индейки], и бабы [пеликаны], и лебеди, и иные дикие, многое множество, — птицы разные. На тех же горах гуляют звери многие дикие: козы, и олени, и изубри, и лоси, и кабаны, волки, бараны дикие — вo очию нашу, а взять нельзя! На те горы выбивал меня Пашков со зверьми, и со змиями, и со птицами витать. И аз ему малое писанейце написал, сице начало: “Человече! Убой ся бога, седящаго на херувимех и иризирающаго в бездны, его же трепещут небесныя силы и вся тварь со человеки, един ты презираешь и неудобство показуешь”,— и прочая: там многонько писано; и послал к нему. А се бегут человек с пятьдесят: взяли мой дощеник и помчали к нему, — версты три от него стоял. Я казакам каши наварил да кормлю их; и оне, бедные, и едят и дрожат, а иные, глядя, плачут на меня, жалеют по мне. Привели дощеник; взяли меня палачи, привели перед него. Он со шпагою стоит и дрожит; начал мне говорить: “Поп ты или роспоп? [расстрига]” И аз отвещал: “Аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе дела до меня?” Он же рыкнул, яко дивий зверь, и ударил меня по щоке, таже по другой, и паки в голову, и сбил меня с ног и, чекан ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши, по той же спине семьдесят два удара кнутом. А я говорю: “Господи, Исусе Христе, сыне божий,— помогай мне!” Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Так горько ему, что не говорю: “Пощади!” Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: “Полно бить-тово!” Так он велел перестать. И я промолыл ему: “Зa что ты меня бьешь? Ведаешь ли?” И он паки велел бить по бокам, и отпустили. Я задрожал да и упал. И он велел меня в казенной дощеник оттащити: сковали руки и ноги и на беть [перекладину] кинули. Осень была, дождь на меня шел, всю нощь под капелию лежал… Наутро кинули меня в лотку и напредь повезли. Егда приехали к порогу, к самому большему, Падуну,— река о том месте шириною с версту, три залавка [уступа] чрез всю реку зелот круты, не воротами што попловет, ино в щепы изломает, — меня привезли под порог. Сверху дождь и снег, а на мне на плеча накинуто кафтанишко просто; льет вода по брюху и по спине, — нужно было гораздо. Из лотки вытаща, по каменью скована окол порога тащили… По сем привезли в Бражкой [Братский] острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филипова поста в студеной башне; там зима в те поры живет, да бог грел и без платья. Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было, я их скуфьею бил, — и батошка не дадут дурачки! Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много. Хотел на Пашкова кричать: “Прости!” — да сила божия возбранила, — велено терпеть. Перевел меня в теплую избу, и я тут с аманатами и собаками жил скован зиму всю. А жена с детьми верст с дватцеть была сослана от меня. Баба ея Ксенья мучила зиму ту всю — и лаяла да укоряла. Сын Иван — невелик был — прибрел ко мне побывать после Христова рождества, и Пашков велел кинуть в студеную тюрьму, где я сидел: начевал милой и замерз было тут. И на утро опять велел к матери протолкать. Я ево и не видал. Приволокся к матери — руки и ноги ознобил. На весну паки поехали впредь. Запасу небольшое место осталось, а первой разграблен весь: и книги, и одежда иная отнята была, а иное и осталось. На Байка- лове море паки тонул. По Хилке по реке заставил меня лямку тянуть: зело нужен ход ею был, — и поесть было неколи, нежели спать. Лето целое мучилися. От водяныя тяготы люди изгибали, а у меня ноги и живот синь был. Два лета в водах бродили, а зимами чрез волоки волочилися. На том же Хилке в третьее тонул. Барку от берегу оторвало водою, — людские стоят, а мою ухватило да и понесло! Жена и дети остались на берегу, а меня сам-друг с кормщиком помчало. Вода быстрая, переворачивает барку вверх боками и дном; а я на ней ползаю, а сам кричю: “Владычице, помози! Упование, не утопи!” Иное ноги в воде, а иное выползу наверх. Несло с версту и больши; да люди переняли. Все розмыло до крохи! Да што петь [ведь] делать, коли Христос и пречистая богородица изволили так? Я, вышед из воды, смеюсь; а люди — те охают, платье мое по кустам развешивая, шубы отласные и тафтяные, и кое-какие безделицы тое много еще было в чемоданах да в сумах; все с тех мест перегнило — наги стали. А Пашков меня же хочет опять бить: “Ты-де над собою делаешь за посмех!” И я паки свету-богородице докучать: “Владычице, уйми дурака тово!” Так она-надежа уняла: стал по мне тужить. Потом доехали до Иргеня озера: волок тут, — стали зимою волочитца. Моих работников отнял, а иным у меня нанятца не велит. А дети маленьки были, едоков много, а работать некому: один бедной горемыка-протопоп нарту сделал и зиму всю волочился за волок. У людей и собаки в подпряшках, а у меня не было; одинова лишо двух сынов, — маленьки еще были, Иван и Прокопей, — тащили со мною, что кобельки, за волоr нарту. Волок — верст со сто: насилу, бедные, и перебрели. А протопопица муку и младенца за плечами на себе тащила: а дочь Огрофена брела, брела, да на нарту и взвалилась, и братья ея со мною помаленьку тащили. И смех и горе, как помянутся дние оны: робята те изнемогут и на снег повалятся, а мать по кусочку пряничка им даст, и оне, съедши, опять лямку потянут; и коекак перебилися волок, да под сосною и жить стали, что Авраам у дуба мамврийска. Не пустил нас и в засеку Пашков сперва, дондеже натешился, и мы неделюдругую мерзли под сосною с робяты одны, кроме людей, на бору, и потом в засеку пустил и указал мне место. Так мы с робяты отгородились, балаганец сделав, огонь курили и как до воды домаялись. Весною на плотах по Ингоде реке поплыли на низ. Четвертое лето от Тобольска плаванию моему. Лес гнали хоромной и городовой. Стало: нечева есть; люди учали с голоду мереть и от работныя водяныя бродни. Река мелкая, плоты тяжелые, приставы немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие — огонь да встряска [пытка на дыбе с прижиганием огнём], люди голодные: лишо станут мучить — ано и умрет! И без битья насилу человек дышит, с весны по одному мешку солоду дано на десять человек на все лето, да петь работай, никуды на промысл не ходи; и верьбы, бедной, в кашу ущипать сбродит — и за то палкой по лбу: не ходи, мужик, умри на работе! Шестьсот человек было, всех так-то перестроил. Ох, времени тому! Не знаю, как ум у него отступился. У протопопице моей однарятка [однобортный кафтан] московская была, не сгнила, — порусскому рублев в полтретьяцеть [двадцать пять] и больши, по тамошнему — дал нам четыре мешка ржи за нея, и мы год-другой тянулися, на Нерче реке живучи, с травою перебиваючися. Все люди с голоду поморил, никуды не отпускал промышлять, — осталось небольшое место; по степям скитающеся и по полям, траву и корение копали, а мы — с ними же; а зимою — сосну [cосновую кору]; а иное кобылятины бог даст, и кости находили от волков пораженных зверей, и что волк не доест, мы то доедим. А иные и самых озяблых ели волков, и лисиц, и что получит — всякую скверну. Кобыла жеребенка родит, а голодные втай и жеребенка и место скверное кобылье съедят. А Пашков, сведав, и кнутом до смерти забьет. И кобыла умерла, — все извод взял, понеже не по чину [не как положено] жеребенка тово вытащили из нея: лишо голову появил, а оне и выдернули, да и почали кровь скверную есть. Ох, времени тому! И у меня два сына маленьких умерли в нуждах тex, а с прочими, скитающеся по горам и по острому каменею, наги и боси, травою и корением перебивающеся, кое-как мучился. И сам я, грешной, волею и неволею причастен кобыльим и мертвечьим звериным и птичьим мясам. Увы грешной душе! Кто даст главе моей воду и источник слез, да же оплачу бедную душу свою, юже зле погубих житейскими сластьми? Но помогала нам по Христе боляроня, воеводская сноха, Евдокея Кириловна, да жена ево, Афонасьева, Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, — иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца, колько сойдется, четверть пуда и гривенку-другую, а иногда и полпудика накопит и передаст, а иногда у коров корму из корыта нагребет. Дочь моя, бедная горемыка Огрофена, бродила втай к ней под окно. И горе, и смех! Иногда робенка погонят от окна без ведома бояронина, а иногда и многонько притащит. Тогда невелика была; а ныне уж ей 27 годов, девицею, бедная моя, на Мезени, с меньшими сестрами перебиваяся кое-как, плачючи живут. А мать и братья в земле закопаны сидят [в земляной тюрьме]… Было в Даурской земле нужды великие годов c шесть и семь, а во иные годы отрадило. А он, Афонасей, наветуя мне, беспрестанно смерти мне искал… Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится — кольско гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на иея набрел, ту же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: “Матушка, государыня, прости!” А протопопица кричит: “Что ты, батько, меня задавил?” Я пришол, — на меня, бедная, пеняет, говоря: “Долго ли муки сея, протопоп, будет?” И я говорю: “Марковна, до самыя смерти!” Она же, вздохня, отвещала: “Добро, Петрович, ино еще побредем”. Курочка у нас черненька была; по два яичка на день приносила робята на пищу, божиим повелением нужде нашей помогая; бог так строил. На нарте везучи, в то время удавили по грехом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум прийдет. Ни курочка, ни што чудо была: во весь год по два яичка на день давала; сто рублев при неи плюново дело, железо! А та птичка одушевлена, божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала; а нам против того по два яичка на день давала. Слава богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярони куры все переслепли и мереть стали; так она, собравши в короб, ко мне их прислала, чтоб-де батько пожаловал — помолился о курах. И я-су подумал: кормилица то есть наша, детки у нея, надобно ей курки. Молебен пел, воду святил, куров кропил и кадил; потом в лес сбродил, корыто им сделал, из чево есть, и водою покропил, да к ней все и отслал. Куры божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. От тово-то племяни и наша курочка была… Таже приволоклись паки на Иргень озеро. Бояроня пожаловала, — прислала сковородку пшеницы, и мы кутьи наелись. Кормилица моя была Евдокея Кириловна... А опосле того вскоре хотел меня пытать; слушай, за что. Отпускал он сына своего Еремея в Мунгальское царство воевать, — казаков с ним 72 человека да иноземцов 20 человек, — и заставил иноземца шаманить, сиречь гадать: удаст ли ся им и с победою ли будут домой? Волхв же той, мужик, близ моего зимовья привел барана живова в вечер и учал над ним волховать, вертя ево много, и голову прочь отвертел и прочь отбросил. И начал скакать, и плясать, и бесов призывать, и, много кричав, о зем лю ударился, и пена изо рта пошла. Беси давили ево, а он спрашивал их: “Удастся ли поход?” И беси сказали: “С победою великою и с богатством большим будете назад”. И воеводы ради, и все люди, радуяся, говорят: “Богаты приедем!” ...А я, окаянной... во хлевине своей кричал с воплем ко господу: “Послушай мене, боже! Послушай мене, царю небесный, свет, послушай меня! Да не возвратится вспять ни един от них, и гроб им там устроиши всем, приложи им зла, господи, приложи, и погибель им наведи, да не сбудется пророчество дьявольское!” И много тово было говорено. И втайне о том же бога молил. Сказали ему, что я так молюсь, и он лишо излаял меня. Потом отпустил с войским сына своего. Ночью поехали по звездам. В то время жаль мне их: видит душа моя, что им побитым быть, а сам таки на них погибели молю. Иные, приходя, прощаются ко мне, а я им говорю: “Погибнете там!” Как поехали, лошади под ними взоржали вдруг, и коровы тут взревели, и овцы и козы заблеяли, и собаки взвыли, и сами иноземцы, что собаки, завыли; ужас на всех напал. Еремей весть со слезами ко мне прислал: чтоб батюшко-государь помолился за меня. И мне ево стало жаль. А се друг мне тайной был и страдал за меня. Как меня кнутом отец ево бил, и стал разговаривать отцу, так со шпагою погнался за ним. А как приехали после меня на другой порог, на Падун, 40 дощеников все прошли в ворота, а ево, Афонасьев, дощеник, — снасть добрая была, и казаки все шесть сот промышляли о нем, а не могли взвести, — взяла силу вода, паче же рещи — бог наказал! Стащило всех в воду людей, а дощеник на камень бросила вода; чрез ево льется, а в нево не идет. Чюдо, как то бог безумных тех учит! Он сам на берегу, бояроня в дощенике. И Еремей стал говорить: “Батюшко, за грех наказует бог! Напрасно ты протопопа тово кнутом тем избил; пора покаятца, государь!” Он же рыкнул на него, яко зверь, и Еремей, к сосне отклонясь, прижав руки, стал, а сам, стоя, “господи, помилуй!” говорит. Пашков же, ухватя у Малова колешчатую пищаль [ружьё с колесным замком], — никогда не лжет, — приложася на сына, курок спустил, и божиею волею осеклася пищаль. Он же, поправя порох, опять спустил, и паки осеклась пищаль. Он же и в третьи так же сотворил, пищаль и в третьих осеклася же. Он ее на землю и бросил. Малой, подняв, на сторону спустил — так и выстрелила! А дощеник единаче на камени под водою лежит. Сел Пашков на стул, шпагою подперся, задумався, и плакать стал, а сам говорит: “Согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил; за то меня наказует бог!” Чюдно, чюдно! По писанию: яко косен [медлителен] бог во гнев, а скор на послушание, — дощеник сам, покаяния ради, сплыл с камени и стал носом против воды; потянули, он и взбежал на тихое место тотчас. Тогда Пашков, призвав сына к себе, промолыл ему: “Прости, барте [пожалуйста], Еремей, — правду ты говоришь!” Он же, прискоча, пад, поклонился отцу и рече: “Бог тебя, государя, простит! Я пред богом и пред тобою виноват!” И взяв отца под руку, и повел. Гораздо Еремей разумен и добр человек: уж у него и своя седа борода, и гораздо почитает отца и боится его. Да по писанию и надобе так: бог любит тех детей, которые почитают отцов. Виждь, слышателю, не страдал ли нас ради Еремей, паче же ради Христа и правды его? А мне сказывал кормщик ево, Афонасьева, дощеника, — тут был, — Григорей Тельной. На первое возвратимся. Откель же отошли, поехали на войну. Жаль стала Еремея мне: стал владыке докучать, чтоб ева пощадил. Ждали их с войны, — не бывали на срок. А в те поры Пашков меня и к себе не пускал. Во един от дней учредил застенок и огнь росклал — хочет меня пытать. Я ко исходу душевному и молитвы проговорил; ведаю ева стряпанье, — после огня тово мало у него живут. А сам жду по себя и, сидя, жене плачущей и детям говорю: “Воля господня да будет! Аще живем, господеви живем; аще умираем, господеви умираем”. А се и бегут по меня два палача. Чюдно дело господне и неизреченны судьбы владычня! Еремей ранен сам-друг дорошкою мимо избы и двора моева едет, и палачей вскликал и воротил с собою. Он же, Пашков, оставя застенок, к сыну своему пришел, яко пьяной с кручины. И Еремей, поклоняся со отцем, вся ему подробну возвещает: как войско у него побили все без остатку, и как eвo увел иноземец от мунгальских людей по пустым местам, и как по каменным горам в лесy, не ядше, блудил седмь дней, — одну съел белку, — и как моим образом человек ему во сне явился и, благословя ево, указал дорогу, в которую страну ехать; он же, вскоча, обрадовался и на путь выбрел. Eгда он отцу рассказывает, а я пришел в то время поклонитися им. Пашков же, возвед очи свои на меня,— слово в слово что медведь морской белой, жива бы меня проглотил, да господь не выдаст! — вздохня, говорит: “Так-то ты делаешься Людей тех погубил сколько!” А Еремей мне говорит: “Батюшко, поди, государь, домой! Молчи для Христа!” Я и пошел. Десеть лет он меня мучил, или я ево — не знаю; бог разберет в день века. Перемена ему пришла …». Размолвка с царём и удаление Никона с патриаршего престола (1666) стали на руку противникам его новшеств. Они заговорили смелее, чем прежде. Самый рьяный из ревнителей старины, А., был возвращён из Сибири в Москву: «…И мне грамота: велено ехать на Русь. Он [Пашков] поехал, а меня не взял; умышлял во уме своем. “Хотя-де один и поедет, и ево-де убьют иноземцы”. Он в дощениках со оружием и с людьми плыл, а слышал я, едучи, от иноземцев дрожали и боялись. А я, месяц спустя после ево, набрав старых, и больных, и раненых, кои там негодны, человек с десяток, да я с женою и с детьми — семнатцеть нас человек, в лотку севше, уповая на Христа и крест поставя на носу, поехали, амо же бог наставит, ничево не бояся. Книгу Кормчию дал прикащику, и он мне мужика кормщика дал. Да друга моего выкупил, Василия, которой там при Пашкове на людей ябедничал и крови проливал и моея головы искал; в ыную пору, бивше меня, на кол было посадил, да еще бог сохранил! А после Пашкова хотели ево казаки до смерти убить. И я, выпрося у них Христа ради, а прикащику выкуп дав, на Русь ево вывез, от смерти к животу, — пускай ево, беднова! — либо покаятся о гресех своих. Да и другова такова же увез замотая. Сего не хотели мне выдать; а он ушел в лес от смерти и, дождався меня на пути, плачючи, кинулся мне в карбас. Ано за ним погоня! Деть стало негде. Я-су,— простите! — своровал: ...спрятал ево, положа на дно в судне, и постелею накинул, и велел протопопице и дочери лечи на ново. Везде искали, а жены моей с места не тронули, — лишо говорят: “Матушка, опочивай ты, и так ты, государыня, горя натерпелась!” А я, — простите бога ради, — лгал в те поры и cказывал: “Нет ево у меня!” — не хотя eго на смерть выдать. Поискав, да и поехали ни с чем; а я ево на Русь вывез… Прикащик же мучки гривенок с тритцеть дал, да коровку, да овечок пять-шесть, мясцо иссуша; и тем лето питалися, пловучи. Доброй прикащик человек, дочь у меня Ксенью крестил. Еще при Пашкове родилась, да Пашков не дал мне мира и масла, так не крещена, долго была, — после ево крестил… Поехали из Даур, стало пищи скудать, и с братиею бога помолили, и Христос нам дал изубря, большова зверя, — тем и до Байкалова моря доплыли. У моря русских людей наехала станица соболиная, рыбу промышляет; рады, миленькие, нам, и с карбасом нас, с моря ухватя, далеко на гору несли Тереньтьюшко с товарищи; плачют, миленькие, глядя на нас, а мы на них. Надавали пищи, сколько нам надобно: осетров с сорок свежих перед меня привезли, а сами говорят: “Вот, батюшко, на твою часть бог в запоре [приспособление для отлова рыбы] нам дал, — возьми себе всю!” Я, поклонясь им и рыбу благословя, опять им велел взять: “На што мне столько?” Погостя у них, и с нужду запасцу взяв, лотку починя и парус скропав, чрез море пошли. Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись: не больно о том месте широко — или со сто, или с осьмдесят верст. Егда к берегу пристали, восстала буря ветренная,и на берегу насилу место обрели от волн. Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, — двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши [башни], врата и столпы, ограда каменная и дворы, — все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, — больши романовскаго луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя, и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей, — по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем осетры, и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия [тюлени] в нем: во окиане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем; осетры и таймени жирни гораздо, — нельзя жарить на сковороде: жир все будет… В Енисейске зимовал; и паки, лето плывше, в Тобольске зимовал. И до Москвы едучи, по всем городам и по селам, во церквах и на торгах кричал, проповедая слово божие, и уча, и обличая безбожную лесть. Таже приехал к Москве. Три годы ехал из Даур, а туды волокся пять лет против воды; на восток все везли, промежду иноземских орд и жилищ. Много про то говорить! Бывал и в ыноземских руках. На Оби великой реке предо мною 20 человек погубили християн, а надо мною думав, да и отпустили совсем. Паки на Иртише реке собрание их стоит: ждут березовских наших с дощеником и побить. А я, не ведаючи, и приехал к ним и, приехав, к берегу пристал: оне с луками и обскочили нас. Я-су, вышед, обниматца с ними, што с чернцами, а сам говорю: “Христос со мною, а с вами той же!” И оне до меня и добры стали, и жены своя к жене моей привели. Жена моя также с ними лицемеритца, как в мире лесть совершается; и бабы удобрилися. И мы то уже знаем: как бабы бывают добры, так и все о Христе бывает добро. Спрятали мужики луки и стрелы своя, торговать со мною стали — медведен я у них накупил [залежалый товар], — да и отпустили меня. Приехав в Тоболеск, сказываю; ино люди дивятся тому, понеже всю Сибирь башкирцы с татарами воевали тогда. А я, не разбираючи, уповая на Христа, ехал посреде их. Приехал на Верхотурье, — Иван Богданович Камынин, друг мой, дивится же мне: ”Как ты, протопоп, проехал?”». По словам В. Сиповского, «сам царь ласково беседовал с ним — старался склонить его к уступкам; сначала Аввакум, казалось, поддался увещанию, но ненадолго, а там опять принялся за свою прежнюю проповедь в защиту старины, будто бы поруганной Никоном. Горячая и сильная проповедь Аввакума действовала на многих: ему удалось привлечь к своему учению нескольких боярынь, в том числе княгиню Урусову и боярыню Морозову, которые помогли расколу. Никита Пустосвят и Лазарь муромский своими сочинениями тоже послужили “старой вере”. Немало было и других поборников ее. Повсюду являлись разные странники, отшельники, блаженные, которые возвещали народу, что наступает кончина света, что скоро придет Антихрист, грозили вечной гибелью всем, кто примет трехперстное сложение, трегубое аллилуйя, будет произносить и писать Иисус вместо Исус и проч.» Начались новые волнения. Власти вынуждены были принять срочные меры против распространения раскола. В 1666 собор в Москве рассмотрел и осудил учения некоторых «лжеучителей»; он призвал их и др. распространителей вредных мнений против церкви, обличал, увещевал их отречься от заблуждений, грозил подвергнуть наказанию. Многие испугались и выражали раскаяние. Однако А. не сдался ни на какие уговоры. Тогда его торжественно лишили сана, предали проклятию, отлучили от церкви и сослали в Мезень, а затем в Пустозёрский острог. В 1667 Великий собор, на к-ром присутствовали вост. патриархи, подтвердил все постановления прежних соборов и в самых сильных выражениях произнёс анафему на всех непокорных. После этого все староверы превратились уже в раскольников, и произошло их решительное отделение от церкви. 1 апр. 1682 А. «за великия хулы на царский дом» был казн ён: его заживо сожгли в срубе. По преданию, сохранившемуся у раскольников, А. перед смертью показал народу двуперстное крестное знамение и сказал: «Коли будете таким крестом молиться, вовек не погибнете, а покинете этот крест, и город ваш песок занесет и свету конец настанет!»Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004. Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучитель XVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч. подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однако убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не "соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А. сослан был в Мезень, г Аввакум Петрович (протопоп)](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/DSC02156__.jpg) | Аввакум Петрович (протопоп) | |  | Черненко Константин Устинович | |
|
|
|
 |
О создании Национальной портретной галереи России
Опубликовать в социальных сетях:
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ 28 ОКТЯБРЯ 2011№ 14
ПОДПИСАН: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛЛЕГИИ, МИНИСТР КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.А.АВДЕЕВ
Национальная портретная галерея начнется с выставки-презентации
Национальная портретная галерея, с инициативой создания которой в 2010 году выступил премьер-министр РФ Владимир Путин, начнется с выставки и мультимедийного портала, рассказал на пресс-конференции в РИА Новости Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея, в филиале которого - здании бывшей Гордумы - должна была расположиться галерея.
МОСКВА, 20 фев - РИА Новости. Национальная портретная галерея, с инициативой создания которой в 2010 году выступил премьер-министр РФ Владимир Путин, начнется с выставки и мультимедийного портала, рассказал на пресс-конференции в РИА Новости Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея, в филиале которого - здании бывшей Гордумы - должна была расположиться галерея.
"Первый этап ее создания - выставка-презентация "Национальная портретная галерея". В прошлом году состоялась коллегия Минкультуры, на которой обсуждался вопрос создания галереи. Были определены три основных музея-держателя русского национального портрета - Исторический музей, Третьяковская галерея и Русский музей. Экспозиция создается на основе их собраний", - сказал Левыкин.
Также он отметил, что вопрос создания Национальной портретной галереи связан с некоторыми трудностями.
"Вопрос о создании галереи очень сложный. Как к нему подойти, не разрушив те исторические собрания, которые в наших музеях укомплектовывались на протяжении даже не десятилетий, а веков? Поэтому сначала откроется выставка-презентация, за которой последует создание мультимедийного портала и широкое обсуждение проекта", - отметил директор ГИМа.
|
25.11.2023 (Прочтено: 5) | |
Каталог монет Царской России в портретах... | Монеты с портретами правителей
В разных странах традиционно любили помещать на монеты профили выдающихся личностей, в особенности правителей. Так было и у нас, причём как в Царский, так и в Советский период. Монеты с изображением лидера всегда особенно ценились и отличались качеством изготовления. По ним можно судить о той эпохе.
Где найти сейчас
Увлекательно, что такие монеты можно приобрести и сейчас. Каталог монет Царской России содержит широкий список исторических номиналов, и они доступны каждому. Наиболее ценные, редкие и дорогостоящие дензнаки изготовлены из драгоценных материалов, и являются настоящей редкостью. Рассмотрим списком наиболее знаковые из таких монет.
Монеты Царского периода
● 7 рублей 50 копеек 1897-го года. Эта золотая монета относится к классическим. На ней изображён известный профиль последнего царя Николая 2. Уже тогда, в начале его правления, он стал официальным. На обратной стороне представлен герб Российской Империи, вполне похожий на современный. А её необычный номинал связан с денежной реформой С.Ю.Витте и желанием привести монеты разных металлов и бумажные деньги к единой стоимости

● 1 рубль 1913-го года «300 лет Дому Романовых». Особенностью монеты является совместное изображение тогдашнего Николая 2 и первого царя из династии - Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха. Монета изготовлена из серебра и на обратной стороне представлен герб страны

● 1 рубль 1841-го года «Свадебный». Монета называется так потому что была выпущена к бракосочетанию наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра 2) и Марии Александровны. Она повторяет аналогичные медали выпущенные по этому поводу, и отличается высоким качеством чеканки. На аверсе представлены профили молодожёнов с их именами, а на обратной стороне - тонкие изображения влюблённых ангелов. Есть варианты из золота и серебра, к тому же доступны более поздние перечеканки

● 10 рублей 1786-го года СПБ. Эта старинная монета выпущена при Екатерине 2 и содержит её профиль. Она отчеканена в золотой век империи и сама изготовлена из червлёного золота. На обратной стороне представлены стилизованные изображения гербов монархии, в форме креста.

● 2 рубля 1718-го года. Ещё одна старинная монета, настоящий раритет. Она изготовлена из золота при Петре 1, и как бы открывает эпоху современной чеканки в России. На аверсе изображён профиль Царя, а на реверсе - апостол Андрей Первозванный на косом кресте, ставший одним из символов России в ту эпоху

● 1,5 рубля 10 злотых 1836-го года «Семейный». Эта монета выпущена для царской Польши и посвящена семье Николая 1. На аверсе представлен профиль монарха, а на обратной стороне - его дети по кругу, и супруга в центре. Интересно, что несмотря на своё название по номиналу, монета изготовлена из серебра

Монеты Советского периода
Следующие монеты выпущены в советский период, и также отличаются большой оригинальностью: ● 1 рубль 1977-го года «60 лет Советской власти 1917-1977». Самый поздний вариант из всех, на ней представлен бюст вождя и основные достижения советской науки. На обратной стороне - герб страны. Монета отличается высокой гладкостью и блеском серебра, высокой точностью чеканки, а также крупным размером, куда умещается много деталей и свободного пространства

● 50 копеек 1967-го года «50 лет Советской власти». Несмотря на небольшой номинал, эта памятная монета посвящена юбилейной годовщине Октябрьской революции. На аверсе Ленин стоит высоко подняв руку, и надпись СССР. А с обратной стороны - герб страны, и номинал монеты.

● 1 рубль 1970-го года «100 лет со дня рождения Ленина 1870-1970». На аверсе представлен профиль вождя крупным планом с юбилейными датами. А на реверсе - герб Союза в торжественном оформление с крупными буквами

Все монеты отражают качество чеканки в свою эпоху, ведь они относятся к эксклюзивным сериям, и делались по высшим стандартам. Отсюда и хорошая их сохранность до наших дней.
|
16.11.2023 (Прочтено: 3) | |
ФОНД ИМЕНИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО | 
ФОНД СОДЕЙСТВИЯ СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО!
Александр Невский Князь Новгородский, князь Тверской, великий князь Владимирский с 1252 г. – святой заступник Руси. Александр Ярославич Невский - Князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. Является покровителем вооруженных сил России! В проекте «Имя России» Он стал главным символом России.
В феврале 2022 года был создан Фонд им. Св. Александра Невского при поддержке всемирно известных общественных деятелей, политиков, бизнесменов, представителей спорта, науки, культуры. Основатель и президент фонда — Денис Владимирович Девяткин.
В июле 2022 года у фонда появился свой визуальный символ - "ЗОЛОТОЙ" портрет Александра Невского написанный заместителем Председателя Попечительского Совета фонда Александра Невского, Президентом НП "Национальная портретная галерея" Александром Ивановичем Осиповым.
Впереди большая и сложная работа в благотворительных и миротворческих проектах, а так же культурных делах которые будут проходить под покровительством -
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО!
|
26.07.2022 (Прочтено: 448) | |
«ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» - это больше чем собрание портретов и биографий! | 
Уникальный проект "Злотые страницы Истории!"
21 век и развитие современных технологий - диктуют новые подходы к визуальному ряду и формированию художественных символов. Поиск новых изобразительных средств в иллюстрации портретно-биографического образа, дал эффективный старт в развитии проекту– «Золотые страницы истории Отечества». Проект был поддержан на уровне руководства РФ.
Золото — символ бессмертия, достоинства, величия, благородства и чистоты…
|
30.06.2021 (Прочтено: 830) | |
100 ЛЕТ СВР! | 100 ЛЕТ! 20 декабря 1920 года...
День создания советской внешней разведки. В этот день Ф.Э.Дзержинский подписал приказ № 169 об образовании Иностранного отдела ВЧК, в котором, в частности, говорилось:
Иностранного отдела ВЧК, в котором, в частности, говорилось:
1. Иностранный отдел Особого отдела ВЧК расформировать и организовать Иностранный отдел ВЧК.
2. Всех сотрудников, инвентарь и дела Иностранного ОО ВЧК передать в распоряжение вновь организуемого Иностранного отдела ВЧК.
3. Иностранный отдел ВЧК подчинить Начальнику Особотдела тов.Менжинскому.
4. Врид.Начальником Иностранного отдела ВЧК назначается тов.Давыдов, которому в недельный срок представить на утверждение Президиума ВЧК штаты Иностранного отдела.
5. С опубликованием настоящего приказа все сношения с заграницей, Наркомвнешторгом, Центроэваком и Бюро Коминтерна всем отделам ВЧК производить только через Иностранный отдел.
Правопреемницей Иностранного отдела ВЧК в наши дни является Служба внешней разведки Российской Федерации.
|
20.12.2020 (Прочтено: 1043) | |
Музейные коллекции пополняются! В Москве произошло важное событие. Министр обороны Сергей Шойгу принял от директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина настенную карту Юго-Восточной Азии принадлежавшую легендарному разведчику, и портрет Рихарда Зорге, выполненный в технике обработки полиграфического золота. «Карта и портрет Рихарда Зорге займут достойное место среди других экспонатов музея Главного управления Генерального штаба», – подчеркнул Сергей Шойгу. Торжественная церемония прошла в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.
|
28.11.2019 (Прочтено: 1343) | |
Память поколений в достойных руках! |
Герой России, легендарный разведчик Алексей Ботян - настоящий свидетель века. Сто два года жизни. Есть, о чем вспомнить, есть, что рассказать.
Нашему другу, замечательному скульптору Алексею Дмитриевичу ЧЕБАНЕНКО выпала честь запечатлеть близкие сердцу каждого патриота Отечества черты Уникального разведчика!
Одной из самых известных в биографии Алексея Ботяна стала операция по освобождению польского Кракова зимой 1945 года. Разведчикам удалось обнаружить и 18 января 1945 года уничтожить в Ягелонском замке (Новы-Сонч, Краковское воеводство) склад взрывчатки, предназначенной для минирования культурных памятников Кракова, Рожновской плотины и мостов через реку Дунаец. Эта история легла в основу знаменитого военного романа Юлиана Семенова «Майор Вихрь» и одноименного фильма. Алексей стал прототипом главного героя. В жизни все было, как в кино, только со счастливым финалом. За сохранение Кракова Алексей Николаевич дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, однако оба раза получал орден Красного Знамени. Из–за военных проволочек свою Золотую Звезду Героя офицер получил лишь в 2007 году.
В разведке Алексей Ботян остался и после войны, не одну жизнь проживая под чужими именами и под прикрытием разных легенд.
Справка:
Скульптор Алексей Дмитриевич ЧЕБАНЕНКО - родился в 1982 году в Москве. С 1993 г. по 2000 г. обучался в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств имени Н.В. Томского, которую окончил с золотой медалью Академии художеств. В 2012 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская М.В. Переяславца).
Лауреат Первой премии в конкурсе ФСБ России за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности. 2018 года, соавтор «Монумента погибшим экипажам дальней авиации ФСБ» в а/п «Шереметьево», памятника «Защитникам рубежей Отечества» в г. Рыльске, серии бюстов выдающихся сотрудников отечественных органов безопасности, г. Москва.
Лауреат всероссийского открытого творческого конкурса на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника Г.П. Вишневской в г. Москве...
|
22.08.2019 (Прочтено: 1465) | |
НП "Национальная портретная галерея" передала в дар Бурятии портреты композиторов |  8 декабря 2018г.
В Зеркальном зале Москонцерта прошла торжественная церемония передачи портретов бурятских композиторов от НП «Национальная портретная галерея» России в дар республики.
Пресс-служба министерства культуры Бурятии рассказали, что портреты замечательных бурятских композиторов были созданы в 1980-е годы художником Ларисой Викторовной Федотьевой (1935 г.р.). Художник создала графическую серию портретов Дандара Аюшеева, Гавриила Дадуева, Бау Ямпилова, Сергея Манжигеева, Гур-Дармы Дашипылова, Анатолия Андреева, Базыра Цырендашиева и Виктора Усовича…
В церемонии передачи портретов принял участие один из тех композиторов, с которых около 40 лет назад писала свои картины Лариса Федотьева. Это композитор Виктор Усович. Также на церемонии присутствовали Баир Дондоков, Вадим Юшин, народная артистка России Дарима Линховоин, заслуженный артист России Владимир Албатаев, Чингис и Елена Аюшеевы, Ольга Жигмитова, Елена Борохитова, Бадма-Ханда Аюшеева и Татьяна Штырева.
Президент НП «Национальная портретная галерея» Александр Осипов отметил, что уникальность события заключается в том, что музей портрета накапливает фонды, а не раздаёт их. Но тут особый случай, в котором торжествует историческая справедливость.
Оригиналы картин будут переданы в Национальный музей Бурятия, а их копии вручат родным композиторов в 2019 году.
|
10.12.2018 (Прочтено: 1884) | |
Полпредству Татарстана передали портрет разведчика-нелегала Исхака Ахмерова
Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - Полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин встретился с руководителем пресс-бюро Службы внешней разведки России Сергеем Ивановым и президентом НП «Национальная портретная галерея» Александром Осиповым.
Встреча прошла в Полномочном представительстве Республики Татарстан в РФ.
Александр Осипов передал Равилю Ахметшину два портрета разведчика-нелегала Исхака Ахмерова – для Полпредства Татарстана и для Президента Республики Татарстан.
Александр Осипов является автором идеи создания цикла портретов, которых объединяет одна тема – разведка. Проект получил название «Золотые страницы истории разведки». В цикл вошли портреты Евгения Примакова, Героев России Алексея Ботяна и Геворка Вартаняна, и других. Одно из ведущих мест занимает портрет легендарного разведчика Исхака Ахмерова.
Равиль Калимуллович, поблагодарив гостей, отметил, что ранее переданные СВР материалы представлены в экспозиции Музея тысячелетия Казани. «В музее целая экспозиция посвящена Ахмерову. Уверен, этот портрет станет достойным дополнением коллекции музея», - отметил он.
Александр Иванович объяснил участникам встречи, что цвет золота, который используется при создании портретов, символизирует бессмертие разведчиков - Сынов Отечества.
Во встрече также принял участие лауреат литературной премии СВР России Александр Бондаренко. Он вручил Равилю Калимулловичу свои книги о легендарных разведчиках. Планируется, что Александр Юльевич станет автором книги об Ахмерове, которая войдет в цикл «ЖЗЛ».
Исхак Ахмеров (1901-1976) в годы ВОВ возглавлял нелегальную резидентуру в США. Работая на самых сложных участках по линии нелегальной разведки, он лично завербовал ряд агентов в американском госдепартаменте, в министерстве финансов, спецслужбах, от которых поступала ценнейшая информация.
Напомним, что кинокомпания «Вианж Продакшн» при содействии Службы внешней разведки России и при поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова сняла документальный фильм «Исхак Ахмеров. Мистер резидент», премьера которого прошла в декабре 2017 года на телеканале «Звезда».
|
21.11.2018 (Прочтено: 1369) | |
Скоро в Москве! | Дорогие друзья!
26 апреля Клуб INCOGNITO
приглашает Вас на самое красивое и яркое событие в сфере интеллектуальных развлечений -
легендарную игру ЦАРЬ ГОРЫ!

В этот раз вас ждёт долгожданная премьера игры в Москве! Наконец и жители Cтолицы будут иметь возможность принять участие в игре, которая уже несколько лет радует жителей Петербурга и собирает аншлаги.
Мы приглашаем новых интересных, ярких игроков - достойных конкурентов для постоянных участников.
Площадкой проведения мероприятия станет гостеприимный DURAN BAR, расположенный в одном из самых интересных исторических районов столицы – на Пресне, в архитектурном комплексе Трехгорной мануфактуры. Непринужденная обстановка и уютная мебель располагают к легкому дружескому общению. А веранда, выходящая на Москву-реку, откроет потрясающий вид на Столицу!
Соберите свою команду или примите участие индивидуально, в качестве игрока или гостя вечера!
Ведущий вечера - Максим Поташёв!
Максим Поташёв - математик, маркетолог, финансовый аналитик, бизнес-тренер, президент федерации спортивного бриджа России, участник различных интеллектуальных викторин.
Регистрация на событие и правила игры. Количество мест ограничено!
Все подробности мероприятия, стоимость и варианты участия Вы найдёте на специальном сайте игры: tzargori.ru
Задать вопросы и подтвердить участие Вы можете по телефону +7 9646441441, Анна Маграчева.
С уважением,
Клуб INCOGNITO
beincognito.ru
8 800 2503777
Вконтакте, Facebook, Instagram.
|
10.04.2018 (Прочтено: 1547) | |
"Портреты, люди, судьбы" Павла Георгиевича Громушкина в Москве! | 
2 декабря 2016 года в художественной галерее S.T.Art-Gallery, расположенной по адресу 3-я Фрунзенская улица состоялось открытие выставки, посвящённой творчеству легендарного сотрудника нелегальной разведки, художника Павла Георгиевича Громушкина.
Павел Георгиевич был выдающимся сотрудником разведки, патриотом нашей страны, он обладал божественным талантом художника. Во время Великой Отечественной войны искусно делал документы для советских разведчиков, которые ни разу не вызвали подозрения у гитлеровцев. Изготовлял документы для таких знаменитых разведчиков, как Николай Кузнецов, Рудольф Абель, Джорж Блейк, Александр Феклисов, Павел Судоплатов и других разведчиков. Он воспитал целую плеяду своих последователей, которые и до...
|
04.12.2016 (Прочтено: 2300) | |
Дар Рюриковича |
7 октября 2016 г. в 15:00 в Парадном зале Государских хором Ростовского кремля открывается выставка «Дар князя Н. Д. Лобанова-Ростовского в Ростовский музей. Новые поступления». Это уже 4-я выставка, основанная на дарах известного общественного деятеля, коллекционера и мецената в Ростовский музей-заповедник, однако от предыдущих она отличается особым масштабом...

|
26.09.2016 (Прочтено: 3785) | |
Страница 1 из 11 страниц.
|
|  |
|