|
 | Маяковский Владимир Владимирович | | ![Портрет 100х80 художник Дризе И.Д.
Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9.1857 - 19.9.1935] - российский ученый и изобретатель в области аэродинамики,
ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 году назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 годах написал работу "Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа "Механика животного организма" (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.
Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Первым печатным трудом о дирижаблях был "Аэростат металлический управляемый" (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье "Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897 году первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Циолковским еще в 1883 году, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896 году. Только в 1903 году ему удалось опубликовать часть статьи "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях ее (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-29 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближенно) влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ) - и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полетом ракеты и изменения траектории ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. Циолковский - первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.
При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. За "Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР" Циолковский в 1932 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения Циолковского в 1954 году АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В Калуге и Москве сооружены памятники ученому; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне. Большая советская энциклопедия.
Литература. 1. Юрьев Б. Н. "Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского" в кн.: "Труды по истории техники", в. 1, М., 1952.2. Космодемьянский А. А. "К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики", там же.3. Космодемьянский А. А. "Константин Эдуардович Циолковский" в кн.: "Люди русской науки", с предисл. и вступ. ст. академика С. И. Вавилова, т. 2, М. - Л., 1948 (имеется список трудов Циолковского и лит. о нем). 4. Космодемьянский А. А. "Константин Эдуардович Циолковский", М., 1976.5. "Впереди своего века", М., 1970.6. Арлазоров М. С. "Циолковский", Тула, 1977. Циолковский Константин Эдуардович](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/DSC02103_.jpg) | Циолковский Константин Эдуардович | |
|
|
|
 |
Вас присветствует НПГ:

Куратор проекта «Золотые страницы истории России» Александр Осипов, |
|
|
 | Айдинян Станислав Артурович |  |
 |
Художник: Аида Лисенкова-Ханемайер
90х70, х.м., 2005г.
Айдинян Станислав Артурович - литературный критик, литературовед, искусствовед, писатель, поэт. Член Союза российских писателей. Родился 13 апреля 1958 года в Москве, в семье народного артиста Армении, известного певца Артура Айдиняна, репатрианта из Греции. С1975-1981 учеба на филологическом факультете Ереванского государственного университета, имевшего в те годы либеральное направление. Параллельно четыре года обучался на курсах искусствоведения в Государственном педагогическом институте русского и иностранных языков им. В.Я.Брюсова.С 1975 года как журналист сотрудничал в центральных газетах, писал об искусстве.
После окончания учебы и возвращения в Москву, стал нештатным корреспондентом журнала «Этюд Совьетик», издававшемся в Париже, во Франции. В 1988 году издательство общества «Знание» опубликовало первую книгу «Малый жанр Агаси Айвазяна», о философских основах творчества писателя. В 1989-1991 годах был преподавателем кафедры философии Коломенского педагогического института, читал курс эстетики, курс мировой культуры. В 1993-1994 годах был научным сотрудником, потом заместителем директора московской государственной галереи художественной «Нагорная», там осуществил ряд художественных проектов. Артур Айдинян
С 1984 по 1993 были посвящены литературному сотрудничеству со старейшей писательницы России, А. И. Цветаевой. Совместно с нею участвовал в создании окончательной авторской редакции ее романа «Amor». Был редактором, составителем, автором вступительных статей к книгам А.И. Цветаевой - «О чудесах и чудесном» (1991), «Непостижимые» (1992), «Неисчерпаемое» (1992), «Сказки» (1994), к книге стихов «Мой единственный сборник» (1995), «Александров» (2001). Осуществил несколько десятков публикаций в периодической печати, посвященных жизни и творчеству сестер Цветаевых. С 1990-ых годов как литературовед и критик стал печататься в журнале «Новый мир», там же (1994, №8 ) вышла статья-публикация «А. К. Виноградов в гостях у Льва Толстого», представлявшая собою историко-литературное открытие. По научной работе, посвященной этой теме ранее, еще в 1991 г., Международная научно-исследовательская ассоциация им. В.А. Преснова присвоила Ст. А. Айдиняну звание «международного профессора, по кафедре литературоведения». С 1992 года - научный сотрудник и член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых в Александрове. Первую попытку написать небольшую приключенческую повесть предпринял в Одессе, в 1968 году. Наиболее ранний творческий период представлен «Атлантическим перстнем» (1994), книгой прозы к которой предисловие написала А.И.Цветаева и сборником стихов «Скалы» (1995). В 80-ые годы работал над вечной в литературе темой, написал ее эссеистико-поэтическую версию --- « Подслушанный Фауст» (1993), послесловие к ней принадлежит перу известного писателю русского зарубежья Ю. Мамлееву. В Одессе в 2001 г. издан сборник стихов «С душой побыть наедине», повторенный вторым, исправленным изданием через год. Тогда, в году 2002-ом в том же одесском издательстве «Iнга», где выходил упомянутый сборник, -- отдельной книгой был опубликован (в сопровождении графики Г.Ф.Цомакиона) цикл стихотворений «Химерион», в который вошли более 130 стихотворений о мифологических существах - химерах.. Эта книга - единственная в мире, где столько стихотворений посвящено данной теме, она могла бы смело претендовать на списки Гинеса. С 1991 года пробовал себя и в области художественного перевода - например «Гравюра» Рода Монтэгю Джеймса в переводе с английского. Совершенно особой работой является опыт поэтического перевода первых трех песен «Божественной комедии» Данте, выпущенных в 1998 году, в № 185 журнала «Грани», с очерком русской дантеаны с1800 по1980-ые годы. Ст. Айдинян -- вице-президент Росссийско-итальянской «Академии Феррони», аркадской академии художественного творчества и импровизации. С 1996 года официальный искусствовед Федерации Акваживописи Международного художественного фонда. С 1997 года - директор культурных программ «Спейс», ведущий заседаний-презентаций клуба «Екатерининская площадь», объединения более сорока художников и графиков России и Украины. Автор целого ряда статей в альбомах, посвященных искусству, живописи. Выступает часто с анализом творчества живописцев и графиков в периодической и других средствах массовой информации.
О Ст. А. Айдиняне см. также: «Грани», 1998, № 187; «Армянский переулок», 2000, №1; «Одесский вестник», 2001, №173; «Юг», 2001, № 82. и др.
|
|
|
|
|
|
|
|  |
|
 | Бархоленко Леся | |  | Губайдуллин Ренат Раисович | |
|
|
|