Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Партнеры
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Александр ОсиповПубликации
 
Александр Осипов
 
 

Александр Осипов

Осипов Александр

 

 
Музей портрета:
 
 
Столыпин Петр Аркадьевич
Столыпин Петр Аркадьевич
Толстой Лев Николаевич
Толстой Лев Николаевич
 


Публикации

Журнал "Планета красота" №3-4 2003г

Живопись, написанная сердцем

     Для современного художника, тема “исканий” несет в себе не только вечную драму, но и проблему личного творческого выбора, идентификации в том или ином культурно - историческом пространстве. Перелом веков совпал с завершением одного из наиболее ярких, насыщенных и плодотворных периодов в отечественном искусстве постперестроечного времени, в котором Александр Осипов стал одним из активных, интересных и неоднозначных участников, а потому приобрел некие знаковые черты.
    

  Первый успех к Александру пришел на выставке уже в 1989, где его работы выделялись особенной пластической свободой, выразительностью, неожиданной игрой художественных языков и символов. Потом были выставки и за рубежом, участие и победы в конкурсных проектах и программных экспозициях. Работы А.Осипова заняли достойное место в Собрании даров Храма ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, в Московской Городской Думе, в государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина, в художественном музее Севастополя… Венцом этого списка на переломе столетий стала выставка "Наследие двадцатого века" (из фондов музея). Классик при жизни, профессор современной живописи, энергичный, увлеченный и заинтересованный, Александр не равнодушен к широкой творческой проблематике. Осипов все время в поиске. Однако, что бы он ни делал, его работы всегда узнаваемы по особой авторской интонации, выразительной гротесковой пластике, эмоциональной "энергетике", силе воздействия на зрителя фактуры красочного материала, по хитроумным сюжетам, всегда очень сложно и прихотливо выстроенным, и причудливым ощущениям от картин, по которым, всегда хочется определить, что в данный момент волновало автора и какова та  неведомая сила, заставляющая художника браться за кисть...
       Сегодня, в новой мастерской, выделенной правительством Масквы, коллекция работ А.Осипова переживает свое второе рождение.  

2003г.

 

 

 

 

Он держит Путиных в рамках

26.07.2007 00:01 Елена Михайлина

Придворный художник Александр Осипов проник в дом к президентской чете

Расстояние между глазами равно длине одного глаза. Длина от носа до разреза губ идентична 1/3 отрезка от носа до подбородка. Если разобраться, портрет человека — чистой воды математика. А еще — система хранения секретных файлов.

Говорят, хороший портретист знает о человеке больше, чем гинеколог. И клянется хранить тайну вечно. Особенно, если персонажи его работ — первые лица государства Российского.

Голова Лужкова рядом с разбитым вандалами бюстом “папоненавистника” Павлика Морозова и Людмила Путина в платье из бабушкиного сундука. На пестроту их компании холодным взглядом змеи взирает Лазарь Каганович. В московской мастерской художника Александра ОСИПОВА есть на что посмотреть.

— Александр, вы, наверное, человека насквозь видите.

— Мне неинтересно, кто что говорит. Потому что речь — это литература. Логика создана для того, чтобы обманывать. Вся правда написана на лице человека. Мимические мышцы выдадут любой обман. Легкая усмешка, взгляд влево говорят о том, что человек обращается к своему мозгу, чтобы придумать ответ. А значит, соврет.

Недавно Осипов с единомышленниками решил замахнуться на то, что не удалось великому Третьякову. Они собирают первую Национальную портретную галерею России. Руководство страны, по словам художника, идею поддержало. Морально. На данный момент в коллекции музея двести экспонатов. Еще собирать и собирать.

— Россия единственная из цивилизованных стран не имеет собственной портретной галереи, — рассказывает Александр. — Это непростительный пробел. Мы сейчас поддерживаем контакты с национальной английской портретной галереей, история которой уходит корнями в XIII—XIV век. Столько лиц, столько судеб они собрали! У нас же все размазано по стране, раскидано по коллекциям. Самое значимое достояние любой державы — люди со своими историями, а мы их не бережем.

Павлик Морозов жив

— Вот Павлик Морозов: посмотрите, каким симпатичным и маленьким он был. Ребенок, назначенный быть героем...

— …за то, что папу сдал.

— Версий много. Мне нравится бытовая. Пьяный папка бил мамку, а сын в один прекрасный момент не смог это терпеть. И стал пионером-героем, потому что выдал властям отца — предателя Родины. Неужели не интересно взглянуть на лицо этого персонажа?

Бюстик Павлика художник делал для памятника, который не так давно стоял в сквере за Белым домом. Осипов нашел его на помойке. Пионер-герой валялся там с отколотыми ушами и пробитой головой. Александр не стал его реставрировать. Пусть и эти, говорит, следы истории останутся. Как отдельная сага о том, что в нашей стране свергать героев — традиция особая. И любимая. Поэтому и галереи портретной нет.

— Детский портрет Владимира Ульянова доставал из затопленного подвала одной из школ. Позвонили: мол, если нужен — забирайте. Надел болотные сапоги и полез спасать Ленина.

Сейчас в галерее есть несколько портретов Ленина. И знаете, что забавно? Украинский Ленин весьма отличается от уральского. А уральский — от московского. Они все похожи на Ленина, но… разные люди.

— А откуда в галерее появилась голова Лужкова?

— Художник Александр Головачев делал ее по заказу. Не пытайте, даже не знаю для чего. Но одну из версий головы мы заполучили в галерею.

Кто ж так стакан рисует?

— История портрета в России вообще очень отличается от мировой. Рисунки с настоящим портретным сходством у нас появились лишь в XVII веке. Все, что датируется более ранним созданием, — фантазия художника. Долго держалось табу на изображение реальных людей. В великолепном соборе Василия Блаженного, к примеру, вы не найдете ни одного реального человеческого образа.

Советский период портрета — тоже отдельная история в мировой живописи. В то время картины надо было сдавать на худсоветах. Помимо автора обязательно приходили его друзья. И когда начиналось обсуждение, их главнейшей задачей было вопить: “Да вы посмотрите: на этом портрете — настоящий строитель коммунизма! Он сопереживает идее, думает о завтрашнем дне”. Как правило, на эти отзывы возразить было нечего.

Была и еще одна популярная уловка. Видите на портрете Сталина стакан, стоящий на трибуне? Верхняя его часть овальная, а нижняя плоская, что невозможно в линейной перспективе. Когда художник принес портрет на худсовет, коллеги возмущались: “Ну, ты чего? Кто ж так стакан рисует?” И начался разбор стакана. Когда все цепляются к чему-то одному, другое в портрете, как правило, не замечают. А стакан автор клятвенно обещал подправить.

Шойгу с гармошкой и Грызлов с весами

Осипов совмещает приятное с полезным. Часть портретов в зарождающейся галерее вышла из-под его кисти. А его персонажи стоят того, чтобы попасть в историю. Потому что он самый настоящий придворный художник. Из тех, кому за дерзости в царское время головы рубили.

Александр говорит, это нормально. За “базар” отвечать надо.

— Рисуете с натуры?

— Политики — люди занятые, с натуры писать их сложно. Максимум 30 минут могут выделить для того, чтобы позировать. Но и за это время успеваешь пообщаться, сделать наброски.

— Есть ли политические лидеры, которым вы симпатизируете?

— Я стараюсь дружить со всеми, но без предпочтений.

Парадно-выходные портреты Осипов не пишет. Скучно, говорит. Можно взять фотоаппарат и сделать такой за секунду. Куда приятнее заглянуть в человеческое нутро.

— Какую черту Шойгу вы брали за основу портрета?

— Сергей Кужугетович, с одной стороны, паренек с гармошкой а-ля Есенин, а с другой — генерал, который правит, и его слушаются. Сочетание двух несовместимых вещей — его основная черта. У него невероятно обаятельная улыбка. И портрет этот ему, кстати, понравился.

— А почему Грызлов с весами, как Правосудие?

— Весы — символ того, что человек вершит законодательную власть. Его одежда, если вы заметили, напоминает мантию судьи.

— Скажите как портретист: почему он почти не улыбается?

— Я вам сейчас покажу фотографию, где он просто счастлив.

Теперь я знаю, что может развеселить спикера Госдумы. Его собственный портрет.

— Мы с художником Ириной Махневой, директором Музея портрета, пришли в его кабинет в Думе. Он, как всегда, был серьезен и напряжен. А увидел портрет и заулыбался. И очень трогательным тоном сказал: “А мне нравится... Нет, правда, нравится”.

Случайные обстоятельства

— Портрет Людмилы Александровны Путиной заказали с пожеланиями, чтобы женщина была изображена в “питерском периоде”. Я ее в том периоде не знал и не видел. Фотографии спасают не всегда. Советникам пришлось много рассказывать, плюс изучал биографию…

Видите кусочек неба на портрете? Питерское.

— Почему ее нарядили в старинное платье?

— Хотелось создать красивый женский образ, который занял бы достойное место рядом с зарубежными аналогами. Но при этом отразить и ее душевные качества. Людмила Александровна очень неравнодушный человек. У нее душа светлая. Я это говорю не для того, чтобы польстить. Я увидел женщину, не властную и ни капли не помпезную, а случайно попавшую в определенные обстоятельства.

Поэтому на портрете она — героиня случая. Даже перчатки, если она вдруг встанет, упадут. Она обычный человек, который вдруг оказался на необычном стуле.

— На троне, так уж и говорите.

— Видите, на заднем плане в золотом горшке некая растительность? Это даже не цветок, который специально высадили в дорогую емкость. Это трава, которая попала туда по воле случая.

— А кто заказал ее портрет?

— Был заказ порадовать Владимира Владимировича на день рождения.
Забирал Сергей Степашин.

— Вы нервничали?

— Конечно. Принимать работу приехали два человека, один из которых курировал соответствие портрета задуманной мысли. Они ни слова не произнесли, только обменялись кивками. Заулыбались. Мне потом сообщили, что Владимиру Владимировичу подарок понравился, и портрет принят в дом.
Тот, что вы видите, — копия.

И дембельский ковчег

Допуск картины в президентский дом — действительно большая редкость. Самого Путина рисуют с завидным постоянством и без всяких заказов. Если все тащить в дом, там ходить невозможно будет. Так и оседает живописный официоз в различных кабинетах. Портрет Президента России в зарождающейся галерее — не парадный. И копия того, что находится у него дома.

— Этот портрет писала Ирина Махнева.

— Тоже на заказ?

— Да, это был частный заказ. Портрет предназначался для ответного подарка на день рождения Людмиле Александровне.

— Неужели?..

— Нет, заказ озвучило военное ведомство — Генеральный штаб. Не правда ли, у Ирины получился очень лиричный образ? На портрете написан живой человек.

— А почему он держит кораблик?

— Это а-ля Ноев ковчег. Который ему и создавать. Я уверен, что ни один президент не знает, как правильно президентствовать. Поэтому у Владимира Владимировича такой слегка растерянный вид. Будто у него сердце болит. Мне кажется, его очень интересует все, что происходит вокруг.

— Они все у вас такие положительные. Вы, наверное, даже не переживаете, понравится ли портрет?

— Напротив, очень волнуемся. Когда позвонили и сказали, что портрет Владимира Владимировича принят в дом, очень понравился женской половине президентской семьи, появился повод для гордости и можно было вздохнуть с облегчением. Мне рассказывали, как президенты стран СНГ по очереди пытались примерить портрет на различные стены в резиденции... Портреты — это дети. И я всегда переживаю: как их примут в новом доме, будут ли любить? Картиной же можно и трещину на обоях завесить.

26.07.07
  •  

    А я полтора года назад лично встречалась с художником, он планировал тогда организовать в Москве выставку, и видела копию портрета Путина в отчую. Портрет не похож! Но, как говорят, у художника свой взгляд! А мужик Осипов хороший, очень приятная личность, искренне любящий свою работу!

 

  

 

ВЕРНИСАЖ В ПЕРЕУЛКЕ

Trud.ru № 211 за 11.11.2000

Устроители выставок и галерей современного искусства давно уже привыкли к пустующим залам. Даже на хорошо разрекламированные открытия обычно выбирается одиниз трех-четырех приглашенных. Да и те в основном родственники художника, парочка журналистов да с десяток пронырливых любителей халявных фуршетов.

 

Совсем иначе прошло открытие выставки Александра Осипова в гостинице "Марко Поло Пресня". В просторном фойе отеля между бильярд-клубом и рестораном было поистине яблоку негде упасть, а телевизионщикам приходилось буквально расталкивать зрителей, чтобы запечатлеть художника на фоне его полотен.

И это неудивительно, ведь "Марко Поло Пресня" - не только престижная московская гостиница, но и одно из любимых мест отдыха московского бомонда, писателей и актеров. Именно сюда приезжали очаровывать французскую теледиву Элен ребята из "На-Ны". А раньше, в семидесятые годы, здесь любили встречаться с друзьями всесильная Екатерина Фурцева и звездная Валентина Терешкова. За неполные сто лет здесь побывали почти все известные люди страны. Здание отеля было построено в начале двадцатого века знаменитым архитектором Вильямом Валькоттом как гостиница для английских девушек, приезжавших преподавать в Россию язык Байрона и Шекспира.

Видимо, поэтому нынешняя выставка "Сделанные из ребра" посвящена именно женщинам. В своих картинах Александр Осипов возвышенно воспевает прекрасную половину человечества. Удивительное смешение жанров и традиций, разноплановая палитра и сюжетная основа полотен, объединенные не только женской темой, но и ярким, неповторимым авторским стилем, создают удивительный мир женской красоты, который так естественно вписался в интерьер старинного холла, напоминая лучшие традиции салонов Серебряного века. Эта преемственность подчеркивалась еще и концертом старинной музыки и классического джаза, который подготовили студенты ГИТИСа и актеры "Театра Луны". Зрители долго не отпускали артистов, даже когда иссяк заранее заготовленный репертуар, пришлось петь экспромтом.

Приятным дополнением праздника стала и дегустация итальянской коллекции вин. "Живопись, вино и музыка - это самое прекрасное трио искусств!" - сказал директор по продажам фирмы "Виваче" Канцио Кавалини, угощая гостей терпким бордовым вином "Балатон Торкен". Пожалуй, этим трио можно наслаждаться бесконечно, и мы очень надеемся, что подобные салоны-вернисажи станут доброй традицией в отелях и полюбятся москвичам и гостям столицы.

Выставка Александра Осипова в гостинице "Марко Поло Пресня" будет открыта еще месяц, а к услугам посетителей всегда готов недорогой ресторан, уютный бар и бильярдный клуб.

Чистяков Александр

Copyright © Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery"   Все права защищены.

ПечататьПечатать
ОтправитьОтправить

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Услуги
НПГ

 

Яндекс.Метрика