Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Партнеры
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Художники Музея. Cовременные художники портретисты россии.Дудник Степан Ильич
 
Музей портрета:
 
 
Ломонсов Михаил Васильевич 2
Ломонсов Михаил Васильевич 2
Архимед
Архимед
 



Поделиться с друзьями:

Дудник Степан Ильич
[500 x 415 jpg]


a
Добавлен: 01.05.2006
Просмотров 7513





Дудник Степан Ильич
Степан Ильич Дудник - профессор, заслуженный художник РСФСР. Родился в 1914 году в Феодосии, родителей своих не помнит, беспризорничал, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме, оттуда сбежал. В шестнадцать лет Степан попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В 1943 году окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно "Штаб революции в Смольном" сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. В послевоенные годы вместе с художниками В.Ефановым, Ю.Кугачем, К.Максимовым, В.Цыплаковым Дудником были написаны картины "Передовые люди Москвы в Кремле", "Вручение ордена Ленина Москве в честь 800-летия", "Заседание президиума Академии наук СССР". В 50-60-е годы, как и многие художники в это время. Дудник много путешествует по различным областям страны - Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ - сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями - портреты ученых, тружеников села, рабочих. В 1954-1955 годах Степан Ильич создает большой цикл портретов алтайских колхозников. Лучший из них - "Портрет бригадира-чабана Кары Уланкиной" (1955). В 60-е годы в творчестве художника все сильнее начинает проявляться декоративное начало.Особенно ярко оно проявилось в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен и всем жанровым работам художника. Дудник - художник-романтик, это видно и по ранним его работам, и по работам 70-80-х годов. Картина "Комсомольцы 20-х годов" (1972) посвящена суровому времени разрухи, голода, борьбы на фронтах гражданской войны. Песней, поэтическим символом, посвященным Великой Отечественной войне, звучит триптих "Вечный огонь" (1975). На протяжении 80-х годов художником был создан ряд полотен, в которых ощущается тенденция к монументализации образа. Таковы триптихи "Люди Магнитогорска", "Октябрь" (оба 1980), "Парламентеры мира", "Парад Победы" (оба 1986). В 70-е годы, в целом весьма плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен ("Ткачихи", "Яблони", "Ковровщицы"), в которых декоративность и поэтическое начало - творческий принцип живописца. Еще одна область живописи, где Дудник создал много интересных работ - этот пейзаж. Глядя на его изображение Генуэзской крепости в Судаке, вспоминаешь все прекрасные легенды Крыма, посвященные этому месту. А пейзаж "Древняя земля" (1973) - это рассказ о красоте владимирского края. На нем изображен один из самых удивительных памятников древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли. Степан Ильич Дудник всегда принимает участие в художественной жизни страны, экспонирует свои работы на всех крупных выставках. Его своеобразное творчество раскрывается все новыми гранями таланта, художник не останавливается на месте, продолжает поиски новых выразительных средств. Во всех живописных жанрах - в портрете, натюрморте, пейзаже, в картинах на историческую тему, в жанровых полотнах - он создал интересные, запоминающиеся работы. Степан Ильич Дудник (род. 1914). Судьбы очень многих людей, родившихся в первые десятилетия XX века, поражают нас своей неожиданностью, удивительностью. Часто их жизнь представляется нам похожей на сказку, где герою приходится пройти через великие трудности, чтобы достигнуть счастья. Такая судьба и у Степана Ильича Дудника - ныне профессора, заслуженного художника РСФСР. Степан Дудник родился в 1914 году в Феодосии, родителей своих не помнит, беспризорничал, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме, оттуда сбежал. В шестнадцать лет Степан попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Начинающему заниматься, не имея никакой подготовки, было трудно. Но Степан Дудник много работал. В 1943 году он окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно "Штаб революции в Смольном" сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. Целостность, композиционная найденность, небанальность подхода, свое ощущение времени, эпохи, присущие этой картине, сразу обратили внимание на молодого художника. Тема революции занимает большое место в творчестве Дудника, и всегда он находит свое, не похожее на других ее решение, не боясь ни сложности задачи, ни масштабов полотна ("Залп "Авроры", "Октябрьские дни", "В.И.Ленин и А.М.Горький" и др.). В творчестве Степана Дудника отразились многие тенденции, свойственные развитию советского искусства. Так, например, в послевоенные годы создавались большие заказные групповые портреты, которые писались коллективами художников. В составе такой "бригады" работал и Дудник. Вместе с художниками В.Ефановым, Ю.Кугачем, К.Максимовым, В.Цыплаковым им были написаны картины "Передовые люди Москвы в Кремле", "Вручение ордена Ленина Москве в честь 800-летия", "Заседание президиума Академии наук СССР". В целом названные произведения вряд ли можно отнести к лучшим работам их авторов. В них внешняя эффектность, парадность и помпезность перекрывали остальные достоинства. Но у каждого из художников были свои удачи. Так, подготовительные портреты-этюды Степана Дудника говорят о его живописном мастерстве и несомненном даре портретиста. В 50-60-е годы, как и многие художники в это время. Дудник много путешествует по различным областям страны - Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ - сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями - портреты ученых, тружеников села, рабочих. В 1954-1955 годах Степан Ильич создает большой цикл портретов алтайских колхозников. Лучший из них - "Портрет бригадира-чабана Кары Уланкиной" (1955). Последовавшая вслед за этой серия портретов сталеваров отличается большим обобщением. Хороший рисунок, монументальная форма, интересные колористические решения - художественные качества этих произведений. Дудник много работает непосредственно с натуры в цехах у станков и плавильных печей. Чтобы создать портрет, он делает подготовительные этюды, а завершает работу всегда в мастерской. В области портрета в 60-е годы работало много художников. Манера, стиль их различны, но в их работах есть и общее - все они стремились показать, отразить живописными средствами образы волевых, энергичных строителей новой жизни, отразить их участие в этом процессе. На портрете сталевара А.Ковалева (1964) мы видим человека с красивым, мужественным, волевым лицом, освещенным отблеском огня плавильной печи. В этой работе выявлены высокие духовные качества изображенного. Степан Дудник - художник постоянно развивающийся, ищущий, его живопись с годами претерпевает изменения. В 60-е годы в его творчестве все сильнее начинает проявляться декоративное начало, явно заложенное в природе его дарования, свободней и интересней становится колорит его работ. Так, портрет верхолаза В.Заворыкина отличается от изображений сталевара в предыдущей серии. Яркая декоративность, броская темпераментная живопись наиболее верно передает образ монтажника, его отвагу, молодость, удальство. Художник меняет свою живописную манеру в зависимости от образных задач, которые перед собой ставит. Особенно ярко проявилось декоративное начало живописи Дудника в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. В них он отразил поэтический мир простых вещей, их незамысловатую красоту. Цвет в творчестве Дудника - носитель эмоционального начала. Его видение цвета отличается своеобразием, самобытностью, поэтому его работы никогда не спутаешь с работами других художников. Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен и всем жанровым работам художника. Дудник - художник-романтик, это видно и по ранним его работам, и по работам 70-80-х годов. Картина "Комсомольцы 20-х годов" (1972) посвящена суровому времени разрухи, голода, борьбы на фронтах гражданской войны. Образ красноармейца в буденовке - композиционный и смысловой центр полотна. Если в остальных персонажах есть элемент жанровой трактовки, то молодой воин-комсомолец - это законченный собирательный образ, трактованный, несмотря на всю суровость темы, через романтическое восприятие тех дней. Песней, поэтическим символом, посвященным Великой Отечественной войне, звучит триптих "Вечный огонь" (1975). На протяжении 80-х годов художником был создан ряд полотен, в которых ощущается тенденция к монументализации образа. Таковы триптихи "Люди Магнитогорска", "Октябрь" (оба 1980), "Парламентеры мира", "Парад Победы" (оба 1986). Дудник в разное время обращается больше то к одному, то к другому жанру живописи. В 70-е годы, в целом весьма плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен ("Ткачихи", "Яблони", "Ковровщицы"), в которых декоративность и поэтическое начало - творческий принцип живописца. В этих произведениях, построенных на мягких ритмических движениях, гармонии цвета, замкнутой композиции, нет мелких, конкретных деталей быта. Это не зарисовки из жизни, не ее прямое воспроизведение, а тема, которую развивает художник, оттолкнувшись от конкретного сюжета, момента. В этих жанровых картинах сочетаются лиризм и монументальность. Еще одна область живописи, где Дудник создал много интересных работ - этот пейзаж. Глядя на его изображение Генуэзской крепости в Судаке, вспоминаешь все прекрасные легенды Крыма, посвященные этому месту. А пейзаж "Древняя земля" (1973) - это рассказ о красоте владимирского края. На нем изображен один из самых удивительных памятников древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли и, как знак сегодняшнего дня, уважительно обходящая ее стороной линия электропередач. Маленький, стоящий на пригорке храм сохраняет свое величие, несмотря на гиганта соседа. Степан Ильич Дудник всегда принимает участие в художественной жизни страны, экспонирует свои работы на всех крупных выставках. Его своеобразное творчество раскрывается все новыми гранями таланта, художник не останавливается на месте, продолжает поиски новых выразительных средств. Во всех живописных жанрах - в портрете, натюрморте, пейзаже, в картинах на историческую тему, в жанровых полотнах - он создал интересные, запоминающиеся работы. -------------------------------------------------------------------------------- ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА -------------------------------------------------------------------------------- 1913 год 23 декабря Родился в Феодосии. Крым. 1932-1934 Учеба в Московском Государственном художест- венном институте им.Сурикова. Графический фа- культет. Педагоги: Н.П.Крымов, Д.Н.Кардовский, К.Н.Исто- мин, М.Н.Чернышов, А.А.Дейнека, А.А.Осмеркин. 1941 1944 - Эвакуация в Самарканд. 1941 Вступление в члены КПСС. 1942 Защита диплома "Штаб револиции в Смольном" с оценкой "отлично". 1942-1944 Учеба в аспирантуре института им.Сурикова. 1944. Вступление в Союз художников. (членский билет 56, подписан С.Герасимовым). 1946-1952 Преподает в институте им.Сурикова. 1949 Получает звание доцента по кафедре рисунка. 1950 Присуждают звание Лауреат Государственной премии СССР (Сталинская). 1952-1953 Преподает в Харьковском Государственном художественном институте. 1953-1968 Работает по договорам. 1964 Получает значек "Отличник народного просвещения РСФСР". 1965 Награждается "Почетной грамотой РСФСР". 1967-1974 Преподает в Высшем художественно-промышленном училище им.Строганова 1968 - Присваивают звание "Заслуженный художник РСФСР". 1968-1972 Избирается Председателем правления Московского отделения Союза художников. 1968-1972 Избирается Депутатом Московского Городского Совета депутатов трудящихся. 1970 Италия-Испания. Поездки от Академии Художеств СССР. 1969-1980 Избирается членом правления Союза художников РСФСР. 1969-1991 Избирается членом правления Союза художников СССР. 1970 Награждается медалью "За доблестный труд" к 100-летию В.И.Ленина. 1971 Награждается орденом "Знак почета". 1976-1981 Преподает в Педагогическом институте им.Ленина. Художественно-графический факультет. 1981 Финляндия. Командировка. 1983 Финляндия. Командировка. 1983 ФРГ. Командировка. 1986 Венгрия. Командировка. 1988 ФРГ. Командировка. 1988 Венгрия. Командировка. 1989 Австрия. Симпозиум европейских художников. 1990 Австрия. Приглашение Герхарда Ленца. 1991 Турция (Стамбул). Приглашение Посольства Турции. 1993 США (Хьюстон). Приглашение Бена Блессинга. 1994-1995 Голландия (Милсбек). Приглашение Яна Янсена. 1969 г. Получает звание "Профессор академической живописи" 1984 г. - Присваивается звание "Народный художник РСФСР". -------------------------------------------------------------------------------- Музеи, в которых хранятся картины художника -------------------------------------------------------------------------------- Государственная Третьяковская галерея. Москва. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Государственный центральный музей истории России. Москва. Каракалпакский музей им.И.В.Савицкого. Нукус. Музей русского искусства. Киев. Украина. Картинная галерея. Одесса. Украина. Государственный музей им.Радищева. Саратов. Государственный объединенный художественный музей. Кострома. Художественная галерея. Данков. Липецкая обл. Музей изобразительных искусств республики Карелия. Кижи. Музей изобразительных искусств реслублики Карелия. Олонец. Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник. Псков. Картинная галерея. Львов. Украина. Картинная галерея. Горловка. Музей изобразительных искусств Дагестана. Махачкала. Художественный музей Осетии им.Туганова. Владикавказ. Государственный музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси. Музей изобразительных искусств. Свердловск. Художественный музей. Херсон. Украина. Государственный музей им.Чюрлениса. Каунас. Литва. Республиканский музей изобразительных искусств Удмуртии. Ижевск. Зал искусств. Магнитогорск. Областной музей изобразительных искусств. Оренбург. Музей изобразительных искусств. Нижний Тагил. Музей народного творчества. Пенза. Государственный музей литературы и искусства. Таганрог. Областной художественный музей. Иркутск. Собрание Б.Блессинга. Хьюстон. США Галерея современного искусства. Кельн. Германия. Художественный музей. София. Болгария. Галерея "Гекоса". Токио. Япония. Галерея Роя Майлса. Лондон. Англия. Галерея Бекер "Файн Арт". Лондон. Англия. Галерея З.Шеньюва. Стамбул. Турция. Собрание Ленца Шенберг. Мюнхен. Германия. Собрание Яна Янсена. Милсбек. Голландия.

 
Народная галерея:
 
 
Портрет Владимира Меньшова
Портрет Владимира Меньшова
Портрет королевы Нидерландов Анны Павловны Романовой
Портрет королевы Нидерландов Анны Павловны Романовой
 

 
Конкурс Высоцкого
 
 
Суворов Сергей Юрьевич
Суворов Сергей Юрьевич
Олл Ася Петровна
Олл Ася Петровна
 

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Услуги
НПГ

 

Яндекс.Метрика