Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Партнеры
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Художники Музея. Cовременные художники портретисты россии.Рубанова Елена Иосифовна
 
Музей портрета:
 
 
ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович
ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович
Шойгу Сергей Кужугетович
Шойгу Сергей Кужугетович
 



Поделиться с друзьями:

Рубанова Елена Иосифовна
[100 x 132 jpg]


а
Добавлен: 01.05.2006
Просмотров 5244





Рубанова Елена Иосифовна
БИОГРАФИЯ Рубановой Елены Иосифовны

Я родилась 15 февраля 1942 года в эвакуации, в маленьком чувашском городке Марпосаде (Мариинский посад).
Мой отец, Рубанов Иосиф Менделевич (Михайлович) (1903 – 1988), был художником-живописцем.
Из-за сильной близорукости он был отправлен в 1941 г. из ополчения, куда пошёл с началом войны, в Чувашию, где работал на судоверфи. Туда же был эвакуирован детский сад художников, где находился мой шестилетний брат Вильям (1935 г. р.) В1943 г. вся наша семья вернулась в Москву.
Мы жили на Масловке в том доме ( №9, б. №15), где была библиотека, а также клуб художников и детский сад. В клубе позировала модель, в библиотеке можно было рассматривать старинные фолианты по искусству, детский сад оформляли художники-родители.
Я любила рисовать, сколько себя помню. В три года нарисовала своего папу так похоже, что все это отметили и давали мне самые трудные задания.
Моя мама, Анна Львовна Рубанова (Кучерская) (1906-1979), тяжело болела хронической бронхиальной астмой и работать не могла. Папа зарабатывал преподаванием в разных студиях. Жили очень бедно, но дружно. Наш дом с его длинными коридорами, куда выходили двери комнат и мастерских, был более, чем театром человеческих страстей и характеров, с их возвышенными и карикатурными чертами. Жизнь художнического сообщества была прозрачна и обсуждаема в каждой семье. Мои родители оба обладали артистическим даром показывать в лицах бытовые сцены. Возможно это способствовало обострению моего внимания к характерным чертам соседей. Ещё до школы я сшивала маленькие книжки в несколько страниц, где писала разные истории и сама их иллюстрировала. В 11-12 лет, когда следовало поступать в МСХШ, и мне, и родителям казалось, что я могу быть учёным и кем угодно, так как моё «круглое» отличничество,
особенно победы в математических олимпиадах, несколько сбили пыл к рисованию.
Мой отец, учившийся во Вхутемасе-Вхутеине (1925-1930) у Машкова И. И., Осмёркина А. А., Истомина К. Н., Фаворского В. А. с недоверием относился к слишком
натуралистической направленности МСХШ. В этот период он преподавал в Изостудии з-да «Каучук», поэтому с 13 лет я стала заниматься в папиной студии, чтобы выяснить свои способности. К концу года мне стало ясно, что живопись – зто самое интересное занятие в жизни. В 14 лет после 7 кл. я поступила в МСХШ, потеряв год, т.е. опять в 7 (3-й) класс,
последний год акварели, так как в 8-й кл. приёма уже не было. Ежедневная напряжённая работа в коллективе принесла свои плоды: к концу учебного года у меня уже была пятёрка по живописи. Акварель преподавала Анна Алексеевна Данильцева, а масло на следующий год вёл Ашот Григорьевич Сукиасян (директор школы). В 5-м (9-м) кл. (1958-1959 г.г.) живопись (портрет) преподавала очень талантливая молодая художница Екатерина Николаевна Тараканова; в 6-7- м кл. – Николай Иванович Андриака, (отец Сергея).
В 1961 г. я закончила школу с серебряной медалью (одна 4 по физике) и пятёрками по специальным предметам. Поступала в Суриковский ин-тут, но не была принята по специфическим причинам (о которых была предупреждена заранее, но не поверила).
Пошла в Строгановку. Там «перебежчиков» не любили и сразу сказали, что на монументальное отделение не примут. Но я всё-же попыталась. Не приняли, но предложили учиться на вечернем отделении факультета «художественное стекло» с обещанием перевести на дневное монументальное через 2 года. Согласилась и стала усиленно готовиться к этому будущему переводу. Но на 3-ем курсе вышло постановление – запрет всех переводов на монументальное отделение. Итак, я осталась доучиваться на вечернем, которое к тому же переделали в художественное конструирование, так как заниматься всерьёз стеклом, не работая на заводе, невозможно. От Строгановки остались в моей благодарной памяти лекции по истории искусства Александра Калиновича Чекалова и занятия рисунком в неограниченном количестве (и днём, и вечером) под руководством педагога – художника Сергея Степановича Фёдорова, а также – скульптурный класс у
скульптора Михаила Бояновича Смирнова.
Вечерникам необходимо было работать, и я преподавала в детской студии того же
Д/К з-да «Каучук», где работал папа. Через 2 года он ушёл на пенсию, а взрослую студию передал мне. Эта работа забирала не очень много времени, оставляя светлое для живописи. Необходимость доходчиво и ясно формулировать свои требования и советы заставляла определяться в выборе собственного пути, в выработке собственного мировоззрения.
В 1965 г. я впервые участвовала в крупной профессиональной выставке –
1 Всесоюзной выставке акварели («Автопортрет»).
В 1964-1968 г. г. было участие в регулярных весенних и осенних выставках, а также в молодёжных и «женских».
В 1968 г. – на выставке РСФСР в Манеже (ЦВЗ) экспонировалась моя живописная работа «В грузовом порту» - портрет подростка. (х., м. 57х66).
В 1968 г. я защитила с отличием диплом (декоративная решётка) и вплотную занялась живописью.
В 1969 г. после Молодёжной выставки в июне был «массовый» приём в МОССХ (Московское отделение Союза Советских Художников). Приняли и меня.
В 1970 г. я оставила студию и стала работать в Комбинате живописного искусства (КЖИ). Первыми заказами были отдельные портреты передовиков, потом – панно и большие многофигурные тематические картины, в том числе – групповые портреты. Когда в 1980 г. у меня родился сын (Вадим), и работать приходилось на кухне – перешла на небольшие по формату сказки, находя в них свою прелесть.
Дважды мне удалось «прикоснуться» к стене.
В 1974 г. в г. Нукусе Каракалпакской АССР (Узбекистан) я расписала в технике классической фрески (по сырой штукатурке) стену 700х1100 в Гидротехническом техникуме, которая, к сожалению, не сохранилась. В1989 г. осуществила роспись темперой в вестибюле одной строительной организации в Москве, в Потаповском пер., д.6, по странному совпадению, тоже 700х1100. Обе росписи – сложные многофигурные композиции (более 25 человек в каждой). Первая изображала сцены из жизни хлопкоробов, вторая – стадии труда строителей – от проектирования до окончания сооружения.
До 1991 г. продолжалась работа в КЖИ, а потом мы все были отпущены на вольные хлеба. Вместо профессионального Художественного совета работу стал принимать необразованный покупатель-обыватель («из огня да в полымя»). Да и этой-то не было. Пришлось иллюстрировать книжки. И здесь – тот же диктат жуткого вкуса, причём диктат очень жёсткий. Иначе это дело было бы таким же интересным и радостным, как и живопись. Я проиллюстрировала 2 книги русских народных сказок и одну – сказок русских классиков, но издано ничего не было, так как издательство переквалифицировалось на более доходный бизнес.
В течение 40 лет (с 1965 г.) я регулярно участвовала почти во всех значимых выставках МОСХ-а, в некоторых – СХ СССР и СХ РСФСР.
В 1998 г. состоялась моя первая персональная выставка. Её организовала искусствовед О. О. Ройтенберг в курируемом ею зале «Колорит» на Малой Никитской ул.
Там были показаны в основном ранние работы (53 холста).
В марте 1999 г. искуссвовед В.Ф. Карпов предложил мне устроить выставку-продажу в библиотеке им. Вс. Иванова в посёлке «Сокол». Небольшой зал вместил также около 50 работ. Это были пейзажи и натюрморты, написанные в 90-е годы.
Искусствовед А. И. Морозов тогда же предложил мне выставиться в зале библиотеки искусств им. А. Н. Боголюбова в мае. Выставка сдвинулась на июнь, время массового отъезда из Москвы. Было показано примерно столько же работ из разных периодов. Александр Ильич первый из искусствоведов обратил внимание на мою живопись ещё в 1976 году, на Московской молодёжной выставке, где экспонировалась
моя картина «Библиотека» (1976 г. 90х160 х., м.), которая потом участвовала на Всероссийской и на Всесоюзной выставках «Молодость Страны» и была опубликована в альбоме, посвящённом этой выставке. Cтатья А. И. Морозова «Портреты Елены Рубановой» вышла в сборнике «Советская живопись, 78» (изд.«Советский художник» Москва 1980) и сопровождалась репродукциями двух моих портретов: «Архитектор Б. Улькин» (1976 г. 109х100 х., м.) и «Портрет В. Друзь» (1976 г. 81х95 х., м.). Журнал «Знание» № 8 1979 опубликовал очерк Морозова «Советская живопись 70-х», где пишет и обо мне.Там воспроизведён мой автопортрет (1978 г. 100х90 х., м.), который был приобретён Художественным музеем города Красноярска.
В 1977 г. КЖИ совместно с СХ РСФСР и организацией художников Тюмени провёл выставку «Земля Тюменская» в декабре – в Тюмени, а в начале 1978 г. – в Москве в зале на Кузнецком мосту,11. Моя работа «Комсомольско-молодёжная бригада» (групповой портрет 200х200 х., м., 1977) была отмечена дипломом. В альбоме с лучшими картинами этой выставки (моя – на обложке) в статье искусствоведа В. Л. Мейланда о моей картине говорится особо. («Земля Тюменская» изд. «Советский Художник» Москва. 1979).
В1977 г. на «Осенней выставке» была выставлена картина «Тюмень»(1977 х., м., 90х100), купленная художественным музеем города Тында.
7 – 22 апреля 2003 г. искусствовед И. Е. Светлов провёл выставку «Елена Рубанова. Портреты» в Государственном институте искусствознания. Экспонировалось 25 работ.
В №7 за 2003 год журнала «Юный художник» зтой выставке посвящена статья Е. Львова.
В книге В. М. Обухова «Натюрморт. История жанров» (изд. АСТ-ПРЕСС, ГАЛАРТ, Москва 2002) воспроизведён мой натюрморт «Сухая гвоздика». 1995 х., м. 70х64.
Товарищество Московских живописцев издало сборник «Московские живописцы.
Традиции и поиск», Москва 2006. На стр.136 – моя работа «Май» 1997-2003 х., м. 105х110

В 2003- 2005 г. г. я написала два групповых портрета: «Семья Вансон» (5 человек, 100х103 х., м.) и «Семья Ван-Звол» (4 человека, 95х130 х., м.), признанных художниками и искусствоведами творческой удачей.

Моим главным учителем, другом,советчиком в искусстве и жизни конечно же был отец (его живописные работы находятся в Третьяковской галерее). Его строгий вкус, непримиримость к разновидностям пошлости возможно и сковывали мои поползновения к поиску, но были и остаются тем внутренним камертоном, который и есть связующее звено между мировым искусством и личной работой.
Что касается моих пристрастий в искусстве, то это ни в коем случае не суррогат живописи и литературы, живописи и фотографии, живописи и гобелена и т. п. Живопись,
по моему глубокому убеждению, должна оперировать только пластическими субстанциями: композиция цвето-формы – вот её предназначение. Всё остальное только следствие – настроение, психология, характер... Пейзаж я люблю так же, как и портрет. Интереснейшее занятие – находить в природе ритмические связи и закономерности. А в портрете – тем более. Ведь каждый человек – это законченная музыка – от формы тела, рук, ног, головы до формы ноздрей – всё связано, во всём единый ритм. Выявлять это – задача портретиста. Если ухвачена эта неповторимая мелодия, портрет будет не фотографическим, а пластическим, то-есть будет объектом искусства.








Участие в выставках:

До 1965 – несколько выставок женщин-художниц. Москва
1965 – 1 Всесоюзная выставка акварели. Кузнецкий мост, 11, Москва
1966 – 2000 – Весенние и осенние выставки московских художников. Кузнецкий мост, 11; Беговая, 7-9
1966 – 6 выставка молодых художников. Кузнецкий мост, 11, Москва
1968 – Выставка художников РСФСР. ЦВЗ (Манеж), Москва
1969 – 7 выставка молодых художников. Кузнецкий мост, 11, Москва
1970 – 8 выставка молодых художников. Кузнецкий мост, 11, Москва
1972 – 9 выставка молодых художников. Кузнецкий мост, 11, Москва
1976 – Выставка «Молодость Страны», Московская – Беговая, 7-9,
Всероссийская (РСФСР) – ЦВЗ (Манеж),
Всесоюзная (СССР) – ЦВЗ (Манеж) Москва
1977 – Выставка «Земля Тюменская», Тюмень,
1978 – Москва, Кузнецкий мост,11
1980 – Зональная выставка СХ РСФСР, ЦВЗ (Манеж), Москва
1987 – Выставка женщин-художниц, Кузнецкий мост, 11, Москва
1998 – Персональная выставка, Клуб художников «Колорит», Малая Дмитровка, Москва
1998 – Выставка «Москва-Петербург», ЦДХ, Москва
1999 – Персональная выставка в библиотеке имени В.Иванова, Посёлок «Сокол», Москва
1999 – Персональная выставка в библиотеке искусств имени А. П. Боголюбова, Каретный ряд, 5, Москва
2000 – Выставка женщин-художниц, Кузнецкий мост, 11, Москва
2001 – Выставка «Мир живописи» московских художников, ЦДХ, Москва
2002 – Выставка «70 лет МОСХ», ЦВЗ (Манеж), Москва
2003 – Отчётная выставка ТМЖ (Товарищества московских живописцев), Кузнецкий мост, 11, Москва
2006 – Выставка «Мир живописи и скульптуры», ЦДХ, Москва


Мои работы находятся в музеях и частных собраниях России, Германии, США, Нидерландов, Англии, Израиля, Бельгии, Чехии.

 
Народная галерея:
 
 
Пластинин Василий Васильевич. Автопортрет
Пластинин Василий Васильевич. Автопортрет
Подводник Александр Тимофеевич Зимин
Подводник Александр Тимофеевич Зимин
 

 
Конкурс Высоцкого
 
 
Олексй Томн
Олексй Томн
Ханова Ирина Ильясовна
Ханова Ирина Ильясовна
 

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Услуги
НПГ

 

Яндекс.Метрика