|
Александр Осипов
![Осипов Александр](http://portret.ru/i/articles/osipov_.jpg)
|
|
|
![СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918-1970) - педагог, ч.-к. АПН СССР (1957), канд. пед. наук (1955), засл. учитель школы УССР (1958), Герой Соц. Труда (1968), лауреат Гос. пр. УССР (1974). Окончил Полтавский пед. институт (1938). Педагогическую деятельность начал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Кировоградской обл. В 1942-44 гг. - директор средней школы в пос. Ува Удмуртской АССР, в 1944-48 гг. - зав. Онуфриевским роно, с 1948 г. - директор Павлышской средней школы. Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профмастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания). Он создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму ("Сердце отдаю детям", 1969; "Рождение гражданина", 1970; "О воспитании", 1973 и др.). Сухомлинскому были присущи убежденность в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретических концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Все это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям - актуальность. Его Павлышская школа была научной лабораторией, в которой весь коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как "Школа под голубым небом" и "Школа радости" (для 6-летних детей), психологически-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и другие впоследствии были внедрены в педагогическую практику. СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/Suhomlinskii_.jpg) | СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович | | ![Ленин Владимир Ильич (настоящая фамилия - Ульянов)родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне это город Ульяновск).Его отец был инспектором народных училищ. С 1879 года Владимир учится в гимназии, которую в 1887 году закончил с золотой медалью.В этом же году за подготовку покушения на жизнь императора Александра III был повешен старший брат Владимира - Александр, революционер-народоволец. Это событие сыграло огромную роль в жизни Владимира Ленина. После окончания Симбирской гимназии он поступил на юридический факультет Казанского университета, однако за участие в студенческой сходке был исключен из него выслан к семье в деревню Кокушкино. В 1891 году Ленин окончил экстерном юридический факультет в Санкт-Петербургском университете, после чего стал работать в Самаре в должности помощника присяжного поверенного. Через два года, в 1893 году, переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок и принял участие в создании Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". За это Владимир в декабре 1895 года был арестован, а в марте 1897 года его сослали на три года в село Шушенское, Енисейской губернии. В 1900 году Ленин выехал за границу, где им было начато издание первой общерусской марксистской газеты "Искра". Вскоре Ленин из Германии переезжает в Англию, затем в Швейцарию. Опираясь на марксистские идеи, Владимир Ильич обосновывает необходимость буржуазно-демократической революции в России и последующего ее перерастания в социалистическую. Но в отличие от Маркса Ленин допускал, что революция может произойти и в более отсталой экономически, нежели государства западной Европы, стране. В 1903 году в результате раскола на большевиков и меньшевиков на II съезде российских социал-демократов, Ленин становится лидером большевиков, создав вскоре большевистскую партию. С 1905 по 1907 годы Ленин нелегально живет в Петербурге, осуществляя руководство левыми силами. С 1907 по 1917 годы он находится в эмиграции, где отстаивает свои политические взгляды во II Интернационале, объявив его оппортунистическим. С началом Первой мировой войны Лениным был выдвинут лозунг по превращению империалистической войны в войну гражданскую.Весной 1917 года Ленин возвращается в Россию, где излагает программу перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической. Им начата подготовка вооруженного восстания и свержения Временного правительства. 25 октября 1917 года Временное правительство было свергнуто, произошла Октябрьская социалистическая революция. Став председателем Совнаркома - первого советского правительства, Владимир Ильич проводит политику, надеясь на поддержку всего мирового пролетариата. Однако этого не произошло. Вскоре началась Гражданская война, закончившаяся лишь в 1922 году .В мае и декабре 1922 года Ленин перенес два инсульта, однако продолжал руководить государством. Третий инсульт, случившийся в марте 1923 года, делает Владимира Ильича Ленина практически недееспособным. Через 10 месяцев, 21 января 1924 года, в подмосковном поселке Горки Ленин умер. Его забальзамированное тело помещено в Мавзолей в Москве на Красной площади.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич
В.И.Ленин работы Ю.П.Анненкова
Кто он - Владимир Ульянов-Ленин? До сих пор живы десятки тысяч наших сограждан. которые с религиозным благоговением относятся к мумии вождя, а не так давно ей поклонялись миллионы. "Гений из гениев", - говорят адепты. Да, он был гениальным тактиком и политиком смуты. В 1917 году победил именно он, его партия (хотя февральский капкан для русского народа готовили другие). И по праву победителя Ленин основал новое государство.
"Выродок, помесь антихриста с сатаной", - утверждает про Ленина скандально известный Григорий Климов. Единственную благодарность этот писатель-перебежчик выразил Владимиру Ильичу (а заодно его братьям и сестрам) лишь за то, что не оставил потомства, дабы не плодить далее выродков...
Остальные характеристики вождя мирового пролетариата расположились между двумя этими полюсами. Немецкий шпион, привезенный с территории воюющего против России государства в запломбированном вагоне, словно ядерная бомба, по силе разрушения, выраженной в тротиловом эквиваленте - Россию аж разметало в клочья. Это верно.
Никакой экономист. И это верно. Как известно из экономических трудов вождя, после революции Ленин всерьез хотел отменить деньги и перейти к "прямому продуктообмену", а потерпев неудачу, отступил назад, навсегда ("НЭП - это всерьез и надолго"). Политику продразверстки он позаимствовал у правительства Керенского, а другой экономики не выдумал ("пороху не изобрел"). Новую, социалистическую экономическую систему разработал и реализовал в конце 20-х годов Сталин.
А Ленин умер, так и не добившись воплощения в жизнь своей мечты, порожденной, кстати говоря, жаждой мести режиму за Александра. Сильные эмоциональные переживания юного Ульянова, младшего брата казненного цареборца, имели разрушительные последствия для сугубо логической психики (почти лишенной эмоциональной составляющей и потому не готовой к такого рода "нагрузке"). Мыслительный ум столкнулся с сильным чувством и не выдержал удара. До последнего вздоха Владимир Ульянов мстил самодержавию своим выдуманным из головы новым строем. Он и сам стал классической иллюстрацией к давно открытой и детально описанной типологии К.Г.Юнга: если реальность не соответствует совершенным мыслительным конструкциям, тем хуже для реальности (это сказано про экстравертный мыслительный тип). Так личная драма Ленина стала трагедией всего русского народа.
Вячеслав Румянцев
В.И.Ленин работы Н.И.Альтмана
Основные вехи жизни
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) родился в Симбирске, в семье инспектора народных училищ. Поступив на юридический факультет Казанского университета, он вскоре оказывается исключенным после студенческих волнений. Его старший брат Александр казнен в 1887 как участник народовольческого заговора с целью покушения на жизнь Александра III. Молодой Владимир блестяще выдерживает экзамены в Санкт-Петербургском университете, Тогда же он становится марксистом, встречается в Швейцарии с Плехановым и по возвращении в столицу в 1895 году основывает "Союз, борьбы за освобождение рабочего класса". Его тут же арестовывают и после тюремного заключения ссылают в Сибирь на три года. Там он пишет работу "Развитие капитализма в России", опубликованную в 1895 и направленную против народнических теорий. По отбытии ссылки он в 1900 покидает Россию и основывает в эмиграции газету "Искра", которая призвана служить пропаганде марксизма; одновременно распространение газеты позволяет создать достаточно обширную сеть подпольных организаций на территории Российской империи. Тогда же он принимает псевдоним Ленин и публикует в 1902 фундаментальный труд "Что делать?", в котором излагает свою концепцию партии профессиональных революционеров – немногочисленной, строго централизованной, предназначенной стать авангардом рабочего класса в его борьбе против буржуазии. В 1903 на II съезде РСДРП происходит раскол между большевиками (руководимы- ми Лениным) и меньшевиками, не- согласными с такой концепцией партийной организации. Во время революции 1905 он возвращается в Россию, но с началом столыпинской реакции вынужден вновь отправиться в эмиграцию, где продолжает непримиримую борьбу со всеми, кто не приемлет его взглядов на революционную борьбу, обвиняя в идеализме даже некоторых большевиков. В 1912 он решительно порывает с меньшевиками и начинает из-за границы руководить легально издаваемой в России газетой "Правда". С 1912 он живет в Австрии, а после начала первой мировой войны перебирается в Швейцарию. На конференциях в Циммервальде (1915) и в Кинтале (1916) он отстаивает свой тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую и одновременно утверждает, что в России может победить социалистическая революция ("Империализм, как высшая стадия капитализма").
После Февральской революции 1917 ему позволено пересечь на поезде Германию, и он, сразу же по приезде в Россию взяв в свои руки партию большевиков, ставит вопрос о подготовке второй революции (Апрельские тезисы). В октябре он – не без некоторых трудностей – убеждает своих товарищей по борьбе в необходимости вооруженного восстания, после успеха которого проводит декреты о мире и о земле, а затем руководит "строительством социализма, в ходе которого ему не раз приходится преодолевать упорное сопротивление, как, например, по вопросу о Брестском мире или по профсоюзным и национальным проблемам. Обладая умением в определенных ситуациях идти на уступки, как это случилось с принятием новой экономической политики (НЭП), неизбежной в условиях полной разрухи в стране, Ленин проявляет исключительную непримиримость в борьбе с оппозицией, не останавливаясь ни перед разгоном в 1918 Учредительного собрания, ни перед изгнанием из страны "контрреволюционной" интеллигенции в 1922. Уже будучи тяжело больным, он все-таки пытается в конце 1922 – начале 1923 участвовать в принятии решений и выражает возникшие у него опасения в заметках, позднее известных под названием "Завещание". Еще около года он фактически не живет, а доживает, разбитый параличом и потерявший речь, и умирает в январе 1924.
В.И.Ленин работы Ю.К.Арцыбушева
Научная биография Ленин пока не создана
Ленин (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич (1870, Симбирск- 1924, Горки, под Москвой)- организатор большевистской партии, основатель Сов. гос-ва. Род. в семье инспектора народных уч-щ. Дворянин. В 1879-1887 Ленин учился в Симбирской гимназии. Большое влияние на Ленина оказал его старший брат А.И. Ульянов. В 1887 Ленин окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический ф-т Казанского ун-та. В дек. был исключен из ун-та в связи с арестом за участие в студенческой сходке и выслан к родственникам в д. Кокушкино Казанской губ. В 1888 Ленин вернулся в Казань, где занимался в марксистском кружке. В 1891 Ленин сдал экстерном экзамены за курс юридического ф-та Петербург. ун-та и работал помощником присяжного поверенного в Самаре. В 1893 Ленин переехал в Петербург, где, отстаивая марксистское мировоззрение, вел борьбу с народничеством ("Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" и др.). В 1895 Ленин впервые выехал за границу для встречи с деятелями группы "Освобождение труда". Беседы с Г. В. Плехановым и П.Б. Аксельродом сыграли большую роль в становлении Ленин как организатора и руководителя Петербург. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В дек. 1895 Ленин был арестован и через год и два мес. выслан в с. Шушенское Енисейской губ. на три года. Здесь Ленин женился на Н.К. Крупской, написал по собранному в тюрьме материалу кн. "Развитие капитализма в России", переводил, работал над статьями. В 1900 Ленин выехал за границу, где наладил издание газ. "Искра". В 1902 в работе "Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения" Ленин выступил с собственной концепцией партии, к-рую он видел централизованной боевой организацией ("Дайте нам организацию революционеров и мы перевернем Россию!"). В 1903 на II съезде РСДРП Ленин возглавил большевистскую фракцию, впоследствии ставшую "партией нового типа". Во время рев. 1905-1907 в кн. "Две тактики социал-демократии в демократической революции" обосновал необходимость гегемонии пролетариата и вооруженного восстания. В нояб. 1905 Ленин нелегально вернулся в Россию и возглавил Петербург, комитет большевиков. В 1906 он переехал в Финляндию, а в 1907 вновь эмигрировал.
В.И.Ленин. Портрет 1909 года.
В 1912 по инициативе Ленин стала выходить легальная большевистская газ. "Правда"; он руководил деятельностью большевиков в IV Гос. думе, являлся представителем РСДРП во II Интернационале, писал статьи по парт. и национальным вопросам, занимался изучением философии. В начале первой мировой войны, после недолгого ареста австрийскими властями, Ленин перебрался в Швейцарию, где разрабатывал идею превращения войны империалистической в войну гражданскую. Придя к выводу, что в эпоху империализма социализм сможет победить "первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране", Ленин стремился, чтобы этой страной стала Россия. Узнав о победе февральской рев. 1917, Ленин с группой политэмигрантов смог вернуться в Россию через Германию в специальном "запломбированном" вагоне. Немецкий генерал Э. Людендорф полагал, что "с военной точки зрения пропуск Ленина в Россию был оправдан: Россию необходимо было разбить любыми средствами". В то время как Германия использовала Ленин в своих интересах, Ленин использовал помощь Германии в интересах своей партии. Прибыв в Петроград, Ленин 4 апр. сформулировал "Апрельские тезисы", в которых призывал перейти от первого этапа рев. ко второму, социалистическому; бороться не за парламентскую республику, а за "республику Советов". Г.В. Плеханов назвал это выступление Ленина "бредом". Но отвергнутый большинством социал-демократов, Ленин тем не менее сумел добиться поддержки большинства парт. организаций, и в апр. 1917 на 7-й Всеросс. конференции РСДРП идеи этих тезисов были заложены в основу деятельности партии. В июльские дни 1917, когда после расстрела мирной демонстрации двоевластие прекратилось и был отдан приказ об аресте Ленина, он вместе с Г.Е. Зиновьевым скрывался на озере Разлив, а потом в Финляндии. Июльские события Ленин расценил как конец "мирного развития революции" и предпосылку вооруженного восстания. В подполье Ленин написал кн. "Государство и революция", где объяснял, почему необходимо уничтожить демократическое гос-во в России для построения социализма. В конце сент. и начале окт. 1917 Ленин требовал активных действий в подготовке восстания. Вечером 24 окт. 1917 Ленин прибыл в Смольный и приступил к непосредственному руководству восстанием вместе с председателем Петроградского Совета Л.Д. Троцким. Для свержения правительства А.Ф. Керенского понадобилось два дня. 25 окт. Ленин написал обращение о низложении Временного правительства. II съезд Советов, приняв по докладам Ленина Декреты о мире и о земле, образовал первое Сов. правительство во главе с Лениным, что вызвало протест других соц. партий. 5 янв. 1918 открылось Учредительное собрание, большинство в к-ром получили эсеры. Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. Не согласившееся с такой постановкой вопроса Учредительное собрание было разогнано, что положило начало гражданской войне. Чтобы удержаться у власти, Ленину было необходимо выйти из мировой войны. Несмотря на противодействие левых коммунистов и Л.Д.Троцкого, Ленин сумел добиться заключения сепаратного Брестского мирного договора с Германией 3 марта 1918. По предложению Ленина СНК и ЦК РКП(б) переехали в Москву, ставшую новой столицей Сов. России. Ленин жил и работал в Кремле, воплощая в жизнь свою программу преобразований на пути к социализму. "Продовольственная диктатура", проявившаяся в жестокой борьбе против крестьянства, не желавшего отдавать хлеб "по твердым ценам", т.е. за бесценок, необходимость при всеобщем экономическом развале и нищенской плате "строго революционного порядка" среди "рабочих, отлынивающих от работы", саботаж чиновников, противодействие кадетов, эсеров и т.д. привели Ленина к необходимости борьбы против "врагов народа" террористическими методами, для чего была создана ВЧК, приступившая к "красному террору", возведенному Лениным в ранг гос. политики. Ответом на этот террор было убийство председателя Петроградской ЧК М.С. Урицкого и в этот же день 30 авг. 1918 покушение на Ленина эсеркой Ф. Каплан, приведшее к тяжелому ранению вождя и расстрелу тысяч заложников. Ленин, последовательно проводивший политику военного коммунизма, убежденный в скорой победе "мировой революции" и возглавивший в 1919 III Интернационал, довел страну до тяжелейшего политического и экономического кризиса, ярким выражением к-рого стал Кронштадтский мятеж матросов и солдат под лозунгом "За Советы без коммунистов!". Это восстание, жестоко подавленное, заставило Ленина признать; "Мы думали, что по коммунистическому велению будет выполняться производство и распределение... Если мы эту задачу пробовали решить прямиком, так сказать, лобовой атакой, то потерпели неудачу". Придя к необходимости проведения новой экономической политики (нэп), Ленин говорил, что нэп вводится "всерьез и надолго", но не говорил, что навсегда. Ленин сохранил политику террора (ЧК была переименована в ОГПУ), преследование за инакомыслие (высылка в 1922 большой группы интеллигенции), отсутствие свободы печати ("Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем"), утвердившуюся в стране однопартийность и воинствующий атеизм, надежду совершить "мировую революцию" (безуспешный поход Красной Армии против Польши в 1920). Будучи искренним революционером, мечтая о справедливо и разумно устроенном обществе, Ленин стал основоположником тоталитарного гос-ва, строившегося за счет изломанных судеб и отобранных жизней миллионов своих граждан. Чрезмерная работа, последствия ранения привели Ленина к тяжелой болезни. В конце 1922 - нач. 1923 Ленин продиктовал свои последние работы: "Письмо к съезду", "Как нам реорганизовать Рабкрин" и др. (см. Полн. собр. соч. Т. 45), в к-рых пытался сочетать бестоварный социализм с использованием рыночных механизмов его создания, строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, расширение демократии при сохранении диктатуры пролетариата. Ленин дал характеристику ближайшим соратникам, боровшимся за "ленинское наследие", из к-рой очевиден драматизм его положения: отмечая их сильные и слабые стороны, он не смог назвать ни одного возможного преемника. Осознавал Ленин и возможность нарушения прав народов, входящих в СССР ("Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации... "свобода выхода из Союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев..."). С марта 1923 Ленин потерял возможность говорить и писать. Несмотря на усилия врачей, здоровье Ленина не восстановилось. После его смерти тело было набальзамировано и помещено в мавзолей на Красной площади. О Ленине написано огромное количество литературы - от восторженно-апологетической до уничижительной. Научная биография Ленин пока не создана.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
В.И.Ленин. Портрет работы Петрова-Водкина.
Революционер 1
Володя Ульянов. 1874 год.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (10 апр. 1870, Симбирск,- 21 янв. 1924. Горки, близ Москвы). Род. в семье деятеля нар. просвещения: дворянин: старший брат Александр казнён в 1887 за подготовку покушения на Александра III.
Владимир Ульянов в 1887-м - году казни старшего брата.
По окончании с золотой медалью гимназии (1887) поступил на юридический факультет Казанского университета. В декабре 1887 года арестован за участие в студенческой сходке, исключен из университета и выслан к семье в д. Кокушкино Казанской губернии. По возвращении осенью 1888 года в Казань изучал марксизм. В 1891 году сдал экстерном экзамены за юридический факультет при Петербургском университете; в 1892-1893 годы в Самаре помощник присяжного поверенного. С августа 1893 года - в Петербурге: вошёл в марксистский кружок студентов Технологического института, вёл занятия в рабочих кружках; этот год Ленин чаще всего называл годом своего вступления в партию. В 1894-1895 годы написаны первые крупные работы "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" и "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе)", в которых Ленин трактовал марксизм как единственно верную революционную теорию и проводил мысль о необходимости его творческого развития и применения к российским условиям. Первоочередной задачей социал-демократии Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма (см.: ПСС, т. 1, с. 304, 311-12). Тогда же (1894) Ленин познакомился с Н.К. Крупской, ставшей через 4 года его женой и соратницей.
В апреле 1895 года Ленин выезжал, за границу для установления связей с группой "Освобождение труда" и деятелями западно-европейской социал-демократии. В Швейцарии познакомился с Г.В. Плехановым, который, как утверждает Н. Валентинов (Н.В. Вольский), позднее вспоминал, что Ленин "всё время пытался убедить меня, что либералы и демократы - разновидности буржуазии... То, что либеральная буржуазия должна дать стране и везде в Европе уже дала, никогда не приходило в голову Ленина и потому вместо того, чтобы привлечь и завербовать либералов как союзников в борьбе против абсолютизма и старого допотопного порядка, он видел в них только злейших врагов" (Valentinov N., The early years of Lenin, Ann Arbor, 1969, P.244-45). П.Б. Аксельрод (также позднее) писал: "Я тогда почувствовал, что имею дело с человеком, который будет вождём русской революции. Он не только был образованным марксистом - таких было очень много, - но он знал, что он хочет сделать и как это надо сделать. От него пахло русской землёй" (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л., Силуэты. Политические портреты, М., 1991, с. 48). В сентябре 1895 года Ленин стал одним из организаторов Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", в декабре этого года был арестован, в феврале 1897 года выслан на 3 года в Сибирь.
В.И.Ульянов в 1897 году перед высылкой в Сибирь.
В ссылке написал свыше 30 работ, в т.ч. книгу "Развитие капитализма в России" (СПб., 1899: под псевд. В. Ильин), в которой доказывал, что в России сложились капиталистические социально-экономические отношения, предопределяющие ведущую роль пролетариата в революционном движении. Ленин разработал план воссоздания РСДРП, оказавшейся несмотря на состоявшийся 1-й съезд (1898, Минск) недееспособной: центральное звено плана - регулярный выпуск за границей и распространение по всей России нелегальной политической газеты. В июле 1900 года Ленин выехал за границу. Добился выпуска с декабря 1900 года газеты "Искра", взял в свои руки руководство её агентами и местными организациями РСДРП.
В январе 1901 года В.И. Ульянов впервые подписал письмо Г.В. Плеханову псевдонимом Ленин (а в декабре 1901 года и публикацию в 2-3 журнала "Заря"). Л.Д. Троцкий писал позднее: "Ленин приехал за границу не как марксист "вообще"... и не вождь "вообще", а вождь той революции, которая нарастала... Он приехал, чтобы в кратчайший срок создать для этой революции идейную оснастку и организационный аппарат... поставил себе практической целью: ускорить пришествие революции и обеспечить её победу" (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л., указ. соч., с. 33). В брошюре "Что делать?" (1902) Ленин выступил с планом построения социал-демократической партии: отсутствие политических свободы в России вынуждает партию стать жестко централизованной организацией (с властным ЦК), ядром которой являются профессиональные революционеры; "Дайте нам организацию революционеров и мы перевернём Россию!" (ПСС, т. 6, с. 127). По свидетельству А.Н. Потресова, "Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Ленина беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою... редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя... Людовик XIV мог говорить: Государство - это я... Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия - это он, что он - концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал..." ("Коммунист", 1990, 5, С. 118).
Ленин проделал большую работу по подготовке 2-го .съезда РСДРП (июль - авг. 1903, Брюссель и Лондон), который принял программу партии (с положением о диктатуре пролетариата как условии победы социальной революции и о праве наций на самоопределение) и устав. На съезде произошёл раскол РСДРП на две фракции - радикально-революционную (большевики) и умеренную (меньшевики). После неудачных поисков компромисса Ленин взял курс на обособление большевиков. В.И. Засулич говорила Ленину: "Жорж (Плеханов) - борзая: потреплет, потреплет и бросит, а вы - бульдог у вас мёртвая хватка" (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л., указ. соч., с. 13-14).
В 1904 Ю.О. Мартов впервые употребил термин "ленинизм" (см. его брошюру _"Борьба с "осадным положением" в Рос. с-д. рабочей партии", Женева, с. 68).
В период Рев-ции 1905-1907 годов Ленин ориентировал большевиков на вооруж. восстание против царизма, на установление демокр. республики (см.: ПСС, т. 11, с. 10. 12, 32, 61-62). В кн. "Две тактики [социал-демократии в демокр. рев-ции" (авг. 1905) обосновывал стратегию и тактику, вытекавшие из идеи гегемонии пролетариата (а не буржуазии как утверждали меньшевики) в рос. бурж-демокр. революции, необходимость увенчать её победу установлением рев.-демокр. диктатуры пролетариата и крест-ва. Обобщив требования крест, депутатов 2-й Гос. Думы. в 1906 выдвинул в качестве центр, пункта агр. программы большевиков национализацию земли. Он теоретически предусматривал возможность перерастания рев-ции в социалистическую (см.: ПСС, т. 11, с. 16, 90, 104, 222). В нояб. 1905 Ленин нелегально возвратился в Петербург и возглавил большевиков. Но в 1905-07 Ленин, по оценкам современников, не играл ещё первостепенной роли в рев. движении России. В новых условиях он стремился к смягчению фракц. борьбы, к сотрудничеству с меньшевиками. 9 мая 1906 впервые выступал на митинге. С возросшей опасностью полицейских репрессий летом 1906 переехал из Петербурга в Куоккалу (Финляндия). В дек. 1907 вновь эмигрировал.
В.И.Ленин на Капри в 1908 году.
После поражения рев-ции П. стремился спасти партию от разгрома и внутр. кризиса. С 1910 предпринял шаги к возрождению центр, органов партии. В янв. 1912 6-й Всерос. конференцией РСДРП (Прага) был избран членом ЦК. По его инициативе была создана газ. "Правда". В докладе по нац. вопросу на Летнем 1913 совещании ЦК РСДРП с парт. работниками Ленин подчёркивал, что борьба против нац. угнетения связана с борьбой против царизма. В написанной им резолюции отмечалось, что право наций на самоопределение, т.е. на отделение и образование самостоят, гос-ва, безусловно отстаивается с.-д. партией (см.: ПСС, т. 24, с. 58). И далее: вопрос этот "непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или иной нации" (там же, с. 59). Ленин участвовал в деятельности 2-го Интернационала: с окт. 1905 по 1912 представлял РСДРП в Междунар. соц. бюро, возглавлял большевист. делегацию на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах.
В.И.Ленин в 1910 году.
В нач. 1-й мир. войны находившийся на терр. Австро-Венгрии (в Поронине) Ленин был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России. Освобожденный благодаря ходатайству австр. и польск, с.-д. 23 авг. 1914 переехал в Швейцарию. В написанном Лениным совм. с Г.Е. Зиновьевым Манифесте РСДРП "Война и рос. с-д-тия" (опубл. 1 нояб. 1914) рев. с.-д. всех стран призывались раскрывать обманутым массам империалистич., грабительский характер войны, разоблачать шовинистов.
В.И.Ленин в 1914 году.
Исходя из предвоён. решений конгрессов 2-го Интернационала, Ленин выдвинул лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую, а с точки зрения рев. перспектив считал поражение царизма "наименьшим злом" (см.: ПСС, т. 26, с. 21-22). Англ. посол Дж. Бьюкенен позднее писал: "Россия была лишь пешкой в той игре, к-рую играл Ленин Для осуществления его мечты о мировой рев-ции война, к-рую вела Россия против Германии, должна превратиться в гражд. войну внутри страны: такой была отныне конечная цель его политики" ("Мемуары дипломата", М., б/г, с. 227). Патриотизм Ленин видел не в оборончестве и поддержке царского пр-ва, а в борьбе с монархией и буржуазией, ввергнувших страну в кровавую бойню. В этом духе он направлял деятельность Рус. бюро ЦК и местных парт. орг-ццй. Считаясь с фактом краха 2-го Интернационала, прилагал усилия к сплочению интернационалист, сил. Участвовал в междунар. соц. конференциях в Циммервальде (авг. 1915) и Кинтале (апр. 1916).
В кон. лета 1915 Ленин сформулировал вывод, что в эпоху империализма, в силу неравномерности развития капитализма, "возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистич. стране" (ПСС, т. 26, с. 354; разрядка моя. - Автор). В кн. "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916) Ленин доказывал: в социальной и экон. структуре передовых капиталистич, стран с переходом к империализму произошли качественные изменения, что привело "к самому всестороннему обобществлению произ-ва"; монополистич. капитализм "втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознанию, в какой-то новый обществ. порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению", т.е. к социализму (см.: ПСС, т. 27, с. 320-21). В этой связи Ленин полагал, что на империалистич. стадии мировой капитализм как система в целом созрел для перехода к социализму, а война. обострив его обществ, противоречия и впервые создав угрозу гибели цивилизации, поставила этот переход в порядок дня. Применительно к России Ленин исходил из того, что здесь на очереди стоит буржуазно-демократическая революция, и был убеждён, что её победа зажжёт социалистическую революцию в Европе и тем приблизит её наступление в России (см.: ПСС, т. 27. с. 49-51, 81).
Годы войны были одним из самых трудных периодов в жизни Ленина. В окт. 1916 он писал А.Г. Шляпникову: "О себе лично скажу, что заработок [литературный- Автор] нужен. Иначе просто околевать, ей-ей! Дороговизна дьявольская, а жить нечем" (ПСС, т. 49, с, 302). Источники свидетельствуют, что воспитанная годами лишений личная бытовая неприхотливость сохранилась у Ленина на всю жизнь.
В.И.Ленин в 1917 году.
О победе Февр. рев-ции 1917 в Петрограде Ленин узнал из швейц. газет от 15(2) марта. Уже 16(3) марта в письме к А.М. Коллонтай он пишет: "Мы создадим по-прежнему свою особую партию и обязательно соединим легальную работу с нелегальной. Ни за что снова по типу второго Интернационала!.. Республиканская пропаганда, борьба против империализма, по-прежнему рев. пропаганда, агитация иборьба с целью международной пролет. рев-ции и завоевания власти "Советами РД"" (ПСС, т. 49. с. 400; разрядка моя- Автор), в письме от 17(4) марта к ней же: "Сейчас удалось составить, вместе с Зиновьевым, первый набросок тезисов, черновой" (там же, с. 402). Этот "набросок" давал первую оценку перспектив развития рус. рев-ции и формулировал задачи большевиков (см. там же, с. 402-03). 7-12 марта Ленин в "Письмах из далека" разработал осн. положения большевист. стратегии и тактики в рев-ции, сутью к-рых была идея "перехода от первого [бурж-демокр- Автор] к второму [соц.- Автор] этапу рев-ции" (ПСС, т. 31, с. 21-22: разрядка моя - Автор).
6 марта, после отказа англ. и франц. пр-в пропустить в Россию полит, эмигрантов, совещание их представителей [Ю.О. Мартов -меньшевик, Г.Е Зиновьев - большевик, М.А.Натансон - эсер, В. Косовский (М.Я. Левинсон) -бундовец] рассмотрело вопрос о способах возвращения в Россию и приняло выдвинутый Мартовым план проезда через Германию. Ленин участвовал в выработке условий проезда, к-рые 22 марта были переданы швейц. социалистом Ф. Платтеном герм. посланнику в Швейцарии. 24 марта Платтен сообщил П. о согласии герм. пр-ва на проезд полит, эмигрантов через Германию на выдвинутых ими условиях (за вагоном признаётся право экстерриториальности, сношения с герм. властями и чиновниками ведёт лишь Платтен, пассажиры ни при каких условиях вагон не покидают и т.п.). Мотивы, к-рыми руководствовалось герм. пр-во, позднее ген. Э. Людендорф изложил следующим образом: "...с воен. точки зрения пропуск Ленина в Россию был оправдан: Россию необходимо было разбить любыми средствами" (Ludendorff Е., Meine Kriegserinnerungen 1914 - 1918, Berlin, 1919, S. 407). 25 марта в Берне Платтен, франц. социалист Ф. Лорио, франц. публицист А. Гильбо, герм. с.-д. П. Леви, польск, с.-д. М.Г. Вронский, познакомившись с "Протоколом о проезде через Германию", подготовленным под рук. Ленина (см.: Ленинский сб-к, т. 2, с. 385), подписали "Заявление" для печати: "Мы, нижеподписавшиеся интернационалисты Франции, Швейцарии, Польши, Германии, полагаем, что наши рус. единомышленники не только вправе, но обязаны воспользоваться представившимся им случаем проезда в Россию" (В.И. Ленин, Биогр. хроника, т. 4, М., 1973, с. 40). 27 марта вагон с эмигрантами в сопровождении Платтена отбыл из Швейцарии.
Возвращение в Россию выдвинуло Ленина на авансцену полит. борьбы. Имя Ленина как деятеля с.-д. движения (и не только российского), лидера большевиков получило широкую известность (до 1917 было опубл. 15 биогр. справок в популярных словарях и энциклопедиях). Фигура Ленина обрела черты вождя соц. рев-ции, в чём, по оценкам современников, немалую роль сыграло и своеобразие его личных качеств. Н.А. Бердяев писал: "Ленин потому мог стать вождём рев-ции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим рус. интеллигентом. В нём черты рус. интеллигента-сектанта сочетались с чертами рус. людей, собиравших и строивших рус. гос-во. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и рус. гос. деятелей деспотич. типа... Ленин был революционер-максималист и гос. человек. Он соединял в себе предельный максимализм рев. идеи, тоталитарного рев. миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практич. политике... Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистич. аскетизм с хитростью, почти с коварством" ("Истоки и смысл рус. коммунизма" М., 1990, с. 95).
3 апреля Ленин возвратился в Петроград. "Правда" писала, что на площади Финл. вокзала он приветствовал рев. рус. пролетариат и рев. рус. армию, сумевших не только Россию освободить от царского деспотизма, но и положивших начало социальной рев-ции в международном масштабе (ПСС, т. 31, с. 98: разрядка моя- Автор). В ночь с 3 по 4 апр. выступил во дворце Кшесинской на собрании большевиков с Апр. тезисами. Н.Н. Суханов писал: "Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредше Ульянов Владимир Ильич](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/Lenin_.jpg) | Ульянов Владимир Ильич | |
|
|
|
![](images/pix.gif) |
Александр Осипов и Вера Кузьминична Васильева [700 x 532 jpg]
Добавлен: 01.04.2009
Просмотров 10895
|
|
|
Президант "Национальной портретной галереи" Александр Осипов и Народная артистка СССР Вера Кузьминична Васильева пришли на бенефис поздравить любимого актёра!!!
|
|
|
|
|
|
| ![](images/pix.gif) |
|
![Художник: Константин ЧернявскийГод создания: 2003ЛатуньБиография:Атаман Союза казаков с 1990 г.; родился 21 декабря 1942 г.; окончил Ростовский-на-Дону институт народного хозяйства, кандидат экономических наук; работал генеральным директором автокомбината 14 г. Москвы; избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва (1995—1999), был членом фракции "Наш дом — Россия", председателем подкомитета по делам приграничных регионов и казачеству Комитета по делам Федерации и региональной политике; почетный гражданин Республики Калмыкия; женат, имеет двоих детей. Мартынов Александр Гаврилович](i/Narodnayagallery/_NARODNAYa_LENTA_PAMYaTI__-_Kniga_sudeb/thumb/Martynov.jpg) | Мартынов Александр Гаврилович | | ![художник Осипов Александр ИвановичГод создания 2004Холст, масло, размер 50 х 70 смХранится в в Саратовском художественном музее им.А.Н.РадищеваАвторская копия хранится на химическом факультете Саратовского государственного университета в лаборатории имени профессора И.С.МустафинаБиография профессора Мустафина Исаака СавельевичаБИОГРАФИЯ И НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОФЕССОРА И.С.МУСТАФИНАМасанори Кадзиа , Д.И.Мустафинба Токийский технологический институт, ЯпонияTokyo Institute of Technology W9-79, 2-12-1 Ookayama, Meguro-ku, Tokyo 152-8552, Japanб Российский химико-технологический университет им.Д.И.Менделеева, Миусская пл.,9, Москва, Россия, 125047 В истории науки имя Саратовского профессора Исаака Савельевича Мустафина стоит в одном ряду с именами известных советских ученых, внесших существенный вклад в развитие современной аналитической химии, рассмотревших проблемы окислительной деструкции каустобиолитов, предложивших свою концепцию истории химии. На самом деле, Мустафин никогда не был в каком-то едином стройном ряду, его всегда надо было записывать отдельной строкой, научные исследования И.С.Мустафина и его жизненная биография не имеют аналога. С самых первых шагов в науке он предпочитал идти своим путем, рассматривать глобальные проблемы и не размениваться по мелочам. В чем уж тут дело - то ли огромные российские пространства, которые он измерял во время обязательных для советских ученых посевных и уборочных работ на колхозных полях; то ли зима по полгода и отсутствие отопления в университетских лабораториях; то ли фронтовые дороги, спасшие его от Сталинских лагерей, и военные испытания, когда нужно было защищать не диссертации, а жизнь на планете. Наверно, вся эта изломанная временем биография и заставила его замахиваться сразу на основы мироздания и на глобальные проблемы современной ему химии.О некоторых аспектах жизни и деятельности профессора Исаака Савельевича Мустафина рассказывается в книгах, вышедших в 1986 году в издательстве Саратовского университета, и в 1990 году в «Научно-биографической серии» издательства «Наука» [1,2 ].
Интересно, что и через 40 лет после смерти И.С.Мустафина не ослабевает интерес к его научным работам, в Саратове регулярно проходят научные конференции, посвященные памяти ученого (последняя состоялась 20-21 ноября 2008), а сотрудники Института истории науки и техники Российской Академии наук продолжают изучать творчество саратовского ученого. В статье известного философа и историка науки профессора В.И.Кузнецова, опубликованного в серии "Классики российской науки" в "Российском химическом журнале" [3], говорится: "Нам знакомы имена многих ученых, которые выбирают одно из узких направлений в науке, вдохновенно и добросовестно работают в нем. И все же новые пути в науке прокладывают ученые другого склада – ученые-энциклопедисты, способные охватить в своем творчестве различные научные области и направления. Именно к числу таких людей и принадлежал профессор И.С.Мустафин. Он успешно работал в аналитической, органической, физической, неорганической, био и геохимии, в философии и истории науки. Во всех этих направлениях его интересовали коренные вопросы: если органическая химия - то синтез новых и важнейших соединений; если био и геохимия – то вопрос о происхождения топливных материалов, угля и нефти; если аналитическая химия - то поиск закономерностей в применении аналитических реагентов, построение системы оценки чувствительности и избирательности аналитических реакций, создание теории действия органических реагентов в анализе. Кроме того, он легко писал стихи, сочинял захватывающие фантастические истории, профессионально разбирался в живописи, легко ориентировался в музыке, был заядлым театралом, обладал даром остроумного рассказчика и, безусловно, имел ярко выраженные актерские способности. Круг его интересов был чрезвычайно широк, а масштабность и глубина его познаний позволяют говорить о нем, как о настоящем ученом-энциклопедисте" [3].Удивительно, что будущий "ученый-энциклопедист" родился не в университетском городе, а в небольшом татарском селении Верхний Урледин Рузаевского уезда Пензенской губернии, вдали от университетов и научно-исследовательских заведений 3 сентября (20 августа по старому стилю) 1908 года.
Его дед, Усман Мустафин, был уважаемым и успешным предпринимателем, у него были свои мельницы и несколько пекарен, которые благополучно продавали муку и хлеб в своей губернии и даже возили на продажу в Саратов, Тамбов и Пензу. На прибыль от коммерческой деятельности Усман Мустафин отремонтировал в своем селении мечеть и пристроил к ней здание для начальной школы, в которой юный Исаак начал приобщаться к знаниям. Сельский мулла, обучавший детей грамоте, отмечал особую память, сообразительность и поэтическое мышление ребенка, советовал отцу отправить мальчика для дальнейшего обучения в духовную семинарию. Мулла дал Исааку главное – умение и желание учиться. И мальчик старательно шел по дороге познания.
В огне революционных потрясений мечеть и мельницы сгорели. Савелий Усманович Мустафин, понявший что построить счастливую жизнь на пепелище в родном селении будет сложно, решил перевезти всю свою семью в Саратов, который в начале 20 века называли столицей Поволжья, и который, действительно, был крупным торговым, культурным и экономическим центром России. Дед Усман сумел договориться со своим старинным знакомым Саратовским купцом Мешковым о том, чтобы тот помог на первых порах устроиться сыну в Саратове. Так, Савелий Усманович Мустафин вместе со своей женой Аминей Сейфутдиновной, четырьмя сыновьями и дочерью Фатимой оказались в Саратове в доме купца Мешкова на Большой Сергиевской улице, недалеко от дома известного писателя Н.Г.Чернышевского. Впоследствии Большую Сергиевскую улицу переименуют в улицу Чернышевского. Мешков, присмотревшись к Савелию, предложил ему работу управляющего в своей городской усадьбе, которую впоследствии опишет писатель Константин Федин в своем романе "Первые радости" [4], введя в ряды своих литературных героев купца Меркурия Авдеевича Мешкова, «которому принадлежала лавка москательных и хозяйственных товаров на Верхнем базаре и два земельных участка, расположенных по соседству, недалеко от Волги, ... а также двухэтажный дом ....; затем два флигеля ...; наконец домашние службы - погребицы с сушилками, куда в летнее время перебирались на жительство приказчики»...
В «подобной декорации» и начиналась саратовская часть жизни семьи Мустафиных. Исаак был первенцем в семье Савелия Мустафина. Отец очень хотел, чтобы старший и самый любимый сын был грамотным и образованным, поэтому сразу решил определить его в школу. Недалеко от дома была мечеть, а при ней татарская школа. В 1918 году Исаак начал посещать школу при мечети, но революционные события в городе разворачивались таким образом, что занятия в татарской школе часто отменялись. Большевики развернули активную антирелигиозную компанию, под которую попали и мечеть со своей школой и духовной семинарией, и баптистские школы, которыми славилось Поволжье, и католический храм с ораториями и воскресными классами, и многочисленные православные церкви, школы и семинарии. Началось строительство новой атеистической школы, и процесс, названный "ликвидация безграмотности", который, не истребив безграмотность в области русского языка, привел к умножению безграмотности нравственной и моральной.С 1919 года Исаак стал посещать русскую школу, учеба в которой вначале ему давалась нелегко. Соседка по дому Галина Спиридоновна Солнышко, мать убиенного православного служителя Лазаря (Вячеслав Солнышко), вспоминала, что поначалу русского языка Исаак почти не знал, это первое время вызывало обидные насмешки одноклассников, которые смеялись над десятилетним мальчиком, не знавшим, как говорить по-русски. И все же Исаак учился радостно и с интересом, ведь школа для него всегда была самым желанным местом, о которой он мечтал с детства. Исаак был красивым, веселым и общительным мальчиком. Вскоре у него появилось много школьных друзей. Вероятно, именно тогда он дал обещание своей любимой сестре Фатиме (о котором она вспоминала в своем письме с фронта), что выучит русский язык так хорошо, что сможет не только свободно говорить по-русски, но будет писать книги и учебники на русском языке. Что ж свое обещание Фатиме он выполнил. Его книги, учебники, стихи и рассказы на русском языке написаны золотым пером человека, обладающего не только прекрасным знанием русской словесности, но и особым русским поэтическим слогом, как говорил профессор-филолог Евграф Иванович Покусаев [5].Кстати, все дети Савелия и Амини Мустафиных оказались прилежными школьниками. И Исаак, и его сестра Фатима, и братья Ибрай, Хамзя, Якуб старательно постигали премудрости среднего образования, участвовали в спортивных соревнованиях, помогали друг другу в учебе, и всегда могли встать на защиту друг друга в обязательных подростковых мальчишеских конфликтах. Четверо дружных братьев и любимая сестра, они были настоящей организующей силой в своей школе.
Впоследствии Исаак Савельевич часто вспоминал, как он время от времени подрабатывал вместе со своими школьными друзьями. Это было необходимо, во-первых, по долгу старшего сына, который по мере сил стремился оказать хоть какую-то материальную помощь семье. А, во-вторых, в начале двадцатых годов Поволжье охватил страшный голод, о котором знал весь мир. В европейских газетах писали о случаях каннибализма в Саратове, предрекая России скорую и неминуемую гибель. Как это случилось, что богатейший край черноземной земли оказался без хлеба? Историки давали множество объяснений этому парадоксу. А верующие, глядя на закрытые церкви, мечети, костелы, молитвенные дома, были уверены, что это кара Господня атеистическому режиму. Аминя Сейфутдиновна, мать Исаака Савльевича Мустафина, рассказывала своим внукам, что в то голодное время они сумели выжить среди голодающего Поволжья благодаря небольшому наделу земли, который обрабатывали всей большой и дружной семьей.
К тому времени амбары купца Мешкова были национализированы, его имущество разграблено, а самому ему удалось скрыться от карающего красного террора. Его управляющий, Савелий Усманович Мустафин, честно хранил в своем погребе ящик с драгоценностями, оставленными Мешковым на хранение. Даже в трудное голодное время богобоязненный Савелий не допускал мысли о возможности использования драгоценностей, оставленных ему на хранение. Только в конце тридцатых годов за ними приехала дочь Мешкова, которой он и передал тяжелый ящик с семейными иконами, серебряными и золотыми столовыми приборами, украшениями и реликвиями. Как сложилась дальнейшая судьба Мешковых, в семье Мустафиных не знали, а, может быть, Савелий и Аминя просто решили не разглашать тайну, которая была им доверена. В то время было опасно поддерживать отношения с "бывшими хозяевами жизни". Только однажды Аминя рассказала своим внукам о том, что люди, которые раньше жили в их доме. уехали во Францию. Но теперь уже трудно сказать была ли это сказка или быль.Дом Мустафиных в Саратове находился на Большой Сергиевской улице, (ныне улица имени Н.Г.Чернышевского), она протянулась на много километров вдоль величавой Волги. И летом, и зимой Исаак проводил много времени на реке, здесь вместе с друзьями они разглядывали проплывающие пароходы и сами мечтали когда-нибудь отправиться в путешествие по рекам и морям.
После окончания школы Исаак поступил в четырехлетнюю школу судомеханических специальностей, которая впоследствии будет преобразована в Саратовское речное училище. Теоретические занятия в этой школе вели крупные инженеры старой школы, практические - высококвалифицированные рабочие. На занятиях в школьном кружке ОСОАВИАХИМа Мустафин познакомился с основами противохимической защиты и обратил внимание на новый для него предмет - химию. Школьный учитель химии, казалось, мог ответить на любой вопрос и объяснить, почему меняется прочность стали после закалки, чем отличаются друг от друга различные масла, каким образом одна краска держится на поверхности судов долго, а другую приходится заменять очень часто. Благодаря таланту и увлеченности школьного учителя химии Исаак решил, что именно химия является основой всего материального мира и царицей всех наук. Он записался в городскую библиотеку и подолгу засиживался в ней, читая "Основы химии" Дмитрия Ивановича Менделеева. Эта книга казалась ему невероятно интересной, логичной и увлекательной. В 1928 году в Саратове был организован рабфак имени Ленина с дневным трехгодичным и вечерним четырехгодичным сроком обучения [6]. Об этом знаменательном событии много говорили на судоремонтном заводе, на который после окончания школы судомеханических специальностей слесарем-наладчиком пришел Исаак. Некоторые рабочие завода подали заявления на рабфак. Среди них был и Исаак Мустафин.Учиться по вечерам на рабфаке и работать на судоремонтном заводе было нелегко. Его рабочий день начинался в 6 часов утра, а заканчивался в 6 вечера. После этого начиналась не менее напряженная учеба на рабфаке. Несмотря на усталость и загруженность И.Мустафин не пропускал лекций и практикумов, и не потому, что боялся низких отметок и выговоров, а потому, что учиться было невероятно интересно и радостно. В 1931 году после окончания рабфака И.Мустафин поступает на только что открытое химическое отделение Саратовского университета, которое в 1932 году было преобразовано в химический факультет. Следует отметить, что студентам химфака Саратовского университета удивительно повезло с преподавателями. Лекции по неорганической химии читал известный ученый в области химии редкоземельных элементов профессор Яков Яковлевич Додонов, он обращал внимание студентов на необходимость бережного отношения к окружающей среде, запрещал сливать в раковины остатки химических реагентов, рассказывал о тех природных богатствах, которые таит в себе русская земля.
К сожалению, он был арестован и осужден на 10 лет лагерей за, так называемую, "антисоветскую деятельность", которая заключалась не столько в "деятельности", сколько в биографии: Яков Додонов происходил из зажиточной семьи, а, значит, был, как тогда говорили "человеком неблагонадежным", кроме того, несколько лет он жил в Германии, где учился в Берлинском университете, его учителями были знаменитые Вант-Гофф и Нернст. После возвращения из заключения Я.Я.Додонов был принят в университет, он никогда не участвовал ни в каких политических разговорах и благополучно пережил последующие страшные годы сталинских репрессий. В органическую химию студенты входили вместе с членом-корреспондентом Академии наук В.В. Челинцевым и выдающимся Ленинградским химиком профессором Н.А Орловым. Основы физической химии постигали с профессором Н.А.Шлезингером, который возглавлял кафедру физхимии с 1921 по 1943 гг. и занимался исследованием катализа и вопросами солевых равновесий. [6]Исаак Мустафин начал заниматься научными изысканиями, еще будучи студентом под руководством профессора Н.А.Орлова.
Между профессором Н.А.Орловым и студентом И.С.Мустафиным установились очень добрые, дружеские отношения. Они понимали друг друга с полуслова, подолгу засиживались в лаборатории, обсуждая экспериментальные результаты, получали настоящее удовольствие от работы и от общения друг с другом.
Николай Александрович предложил своему аспиранту Исааку Мустафину провести летний отпуск на даче вместе с его семьей. На даче после обсуждения материалов экспериментальных работ по изучению горючих материалов они собирались около костра, пели озорные студенческие песни, вместе с сыном Николая Александровича запускали огромного самодельного змея под самые небеса и радовались возможности совместного творчества. Профессор Николай Александрович Орлов был любимым учеником академика В.Н.Ипатьева [7], которого В.И.Ленин называл "главой нашей химической промышленности", и который в 1930 году после арестов многих его коллег и судебного процесса по делу Промпартии решил не возвращаться в СССР из зарубежной командировки, существенно осложнив жизнь всем своим ученикам и родственникам, многих из которых выслали из Ленинграда. Среди них был и профессор Орлов, высланный в Саратов. Орлов предложил студенту Мустафину подумать над глобальным вопросом химии - абиогенным синтезом. Впервые абиогенный синтез органических веществ осуществил знаменитый немецкий химик Фридрих Велер в 1828 году, получив мочевину из неорганических цианидов. В 1861 году конденсацией формальдегида А.М.Бутлерову удалось получить углеводы. Однако, и Велер и Бутлеров проводили свои лабораторные опыты в достаточно жестких условиях, далеких от природных. Вопрос о возможности абиогенного осуществления подобных синтезов в природе оставался открытым. Именно поэтому профессор Н.А.Орлов и предложил Исааку Мустафину провести лабораторные опыты по моделированию естественных природных процессов выветривания различных минералов, горных пород и химических соединений. Сегодня такие моделирования природных процессов являются основой методологии науки об устойчивом развитии. Мустафину предстояло провести достаточно трудоемкие исследования, которые заключалась в длительном нагревании исходных веществ при температуре 110-125 С и при доступе воздуха. Работал он с огромным увлечением, иногда целыми сутками не уходил из химической лаборатории, она представлялась ему настоящим храмом науки, в котором ему предстояло священнодействовать..
В результате исследований И.С.Мустафин обнаружил удивительный факт: при выветривании структурно совершенно различных веществ – парафина, олеиновой кислоты, разнообразных углей, природных асфальтов, горючих сланцев, машинного масла и т.д., образуются принципиально тождественные гуминовые вещества. Они отличались друг от друга лишь второстепенными деталями своей структуры, зависящими даже не от исходных веществ, а, прежде всего, от методики постановки опытов по выветриванию [8, 9 43, 44].
Как объяснить этот удивительный факт? Орлов и Мустафин, вновь и вновь выверяют экспериментальные данные, проводят анализы промежуточных продуктов длительного эксперимента и убеждаются, что при выветривании различных веществ образуются одинаковые промежуточные продукты - сахароподобные вещества различной степени карамелизации.На первый взгляд образование сахаров при выветривании органических соединений кажется странным, однако, если рассматривать окисление как цепной процесс, все становится на свои места: каким бы ни был механизм окисления, при выветривании нефти, углей и сланцев на первых стадиях медленного окисления образуется формальдегид, далее он частично конденсируется в монозы, превращается в карамелеподобные вещества, то есть в продукты уже более или менее глубокого изменения углеводов и, наконец, в гуминовые кислоты. Аналогичным путем на первобытной земле могли самопроизвольно получиться вещества углеводного характера, послужившие субстратом для дальнейших биогенных синтезов.
Однако, необходимо было показать возможность протекания таких реакций в условиях максимально близких к природным, без участия активных окислителей, высокой температуры и давления. И такие эксперименты были проведены Мустафиным, установившим, что образование сахаров при окислении аллилового спирта, стирола и дипентена может происходить в обычных условиях в присутствии мела как катализатора [9]. А стирол достаточно легко получается из каменноугольной и нефтегазовой смол [10 48].
Таким образом, И.С.Мустафин впервые доказал возможность синтеза органических веществ в первобытной атмосфере земли. Предполагалось, что первобытная земля имела восстановительную атмосферу. Кислорода в ней было мало, и процессы с его участием носили не окислительный, а в большей мере диструкционный характер. Эта работа, опубликованная в «Ученых записках Саратовского госуниверситета» [10], является чрезвычайно важной при рассмотрении теории химической эволюции. Впервые эта теория была сформулирована А.И.Опариным в 1924 году [11 49]. Позднее в 1929 году аналогичные идеи были описаны Дж. Холдейном. Однако подход Опарина и Холдейна был чисто качественным. Правда, Холдейн ссылается на результаты экспериментов, но в дальнейшем все попытки повторить эти эксперименты оказались безуспешными [12 50].
Позднее И.С.Мустафин рассказывал своим студентам на лекциях по истории химии о том, что направил по почте академику Опарину свою работу, в которой он сумел впервые экспериментально подтвердить теорию химической эволюции. Но то ли советская почта не доставила письмо адресату, то ли знаменитый академик не удосужился прочитать послание молодого провинциального ученого, так или иначе, но первым экспериментальным подтверждением теории Опарина долгое время официально считались опыты Юри и Миллера, опубликованные в 1952 году [12, 13, 50, 51], т.е. позднее опытов И.С.Мустафина на 10 лет.Юри и Миллер обнаружили, что при пропускании электрического заряда через смесь газов, которые могли представлять первобытную атмосферу, получалась смесь аминокислот. Углеводов, кстати, обнаружено не было. Реакция А.М.Бутлерова, приводящая к образованию углеводов, протекает только в сильно щелочной среде. Вопрос о кислотности древнего океана является дискуссионным, одни сторонники концепции устойчивого развития утверждают, что океан был нейтральным или слабокислым, другие – слабощелочным. Поэтому длительное время считалось, что реакция А.М.Бутлерова не могла играть существенной роли в процессах на древней земле. Однако с 1967 года представления об этом существенно изменились. Габель и Поннамперум, а также Рид и Орджелл показали, что в присутствии ряда неорганических катализаторов, в частности, карбоната кальция, реакция А.М.Бутлерова может протекать и в нейтральной среде [14 52]. Еще раз отметим, что И.С.Мустафин доказал, что карбонат кальция является катализатором образования сахаров из формальдегида еще в 1940 году, т.е. за 27 лет до указанных работ. При этом И.С.Мустафин, рассматривая разные аспекты эволюционных теорий, любил повторять, что все научные теории объясняют законы мироздания, но ни в коем случае не отвергают наличие творца нашего сложного и совершенного мира.
Третьей глобальной идеей изучения окислительной деструкции для Мустафина была идея о подземной газификации угля. Эта идея, чрезвычайно важная для экологии и устойчивого развития биосферы, до настоящего времени не реализована, поэтому работы И.С.Мустафина и через 70 лет, прошедших с момента их опубликования, не потеряли своей актуальности и требуют дальнейшего продолжения. Параллельно развивающейся проблеме окислительной деструкции жидких и газообразных углеводородов повезло несколько больше. Впервые влияние малых добавок кислорода на крекинг органических соединений на примере ацетальдегида было обнаружено М.Летером в те же тридцатые годы. Позднее к исследованиям в этом направлении присоединилась лаборатория профессора А.Д.Степуховича [15 62], изучавшая инициированный кислородом крекинг алканов, который является, в более широком смысле, окислительной деструкцией; пионером её изучения был И.С.Мустафин.
Работы И.С.Мустафина, убедительно доказывающие возможность абиогенных синтезов органических веществ в природе, были высоко оценены патриархом русской химии академиком Н.Д.Зелинским, который в тридцатые годы посетил Саратов, познакомился с деятельностью Н.А.Орлова и И.С.Мустафина и рекомендовал их работу, посвященную исследованию меллитовой кислоты для опубликования в журнале "Доклады академии наук СССР" [9 44].Кроме решения вопросов абиогенного синтеза исследование меллитовой кислоты позволило Мустафину выяснить структуру каустобиолитов разных месторождений [8, 9, 16-18 43-47]. Это, в свою очередь, было необходимо для решения двух вопросов: первый – о путях естественного образования каустобиолитов из продуктов посмертного превращения растительных тканей и второй - о возможности получения ценных кислородсодержащих органических соединений из самого распространенного сырья - каменного или бурого угля посредством его окислительной деструкции. Для решения этих вопросов требовалось найти наиболее удобные и эффективные способы получения меллитовой кислоты непосредственно из углей, ибо как наличие меллитовой кислоты, так и процент ее выхода при окислительной деструкции углей служит показателем графитовой структуры их органической основы.Успешное проведение работ по получению меллитовой кислоты послужило для И.С.Мустафина критерием определения структуры многочисленных каустобиолитов и путей их формирования.Во-первых, была доказана невозможность существования в естественных условиях аморфного углерода.
Во-вторых, было показано, что гексагональная решетка кристаллического графита является наиболее вероятной формой карбонизации (углеобразования или углеродообразования) омертвевших тканей растительных организмов. А это означает, что процесс карбонизации сопровождается значительным перераспределением химических связей целлюлозы и лигнина или, иначе говоря, их ароматизацией и конденсацией ядер.В-третьих, был сделан вывод о различной степени конденсированности ароматических ядер разных углей, т.е. об их «возрасте». Этот вывод следует из зависимости скорости реакций окислительной деструкции и выхода меллитовой кислоты как от степени карбонизации, так и от степени конденсированности ароматических циклов.В-четвертых, был установлен практически одинаковый состав смесей бензолкарбоновых кислот (в которых всегда присутствует меллитовая кислота), образующихся при окислительной деструкции углей и лигнина, что, в свою очередь, является доказательством справедливости гипотезы о лигнинном происхождении углей.И, наконец, были получены данные об образовании меллитовой кислоты из углеподобных веществ, являющихся продуктами глубокого пиролиза сахаров и других углеводов.
И хотя в этих работах ученый не употребляет слова "экология", устойчивое развитие", "взаимодействие человека и окружающей среды", разговор идет именно об этом. Ученый пытается ответить на вопрос как можно использовать природные ресурсы оптимальным образом, и установить генетические связи минерального и органического мира.Итальянский химик Франческа Де Векки (Francesca De Vecchi), изучавшая творчество И.С.Мустафина, пишет [16]: «..уже его первые научные работы ... вызвали резонанс в научном мире. Молодому ученому удалось установить, что при действии кислорода воздуха на углеводороды нефти образуется формальдегид, который в обычных условиях способен превращаться в сахароподобные вещества – углеводы. Обнаруженное явление свидетельствовало о возможности образования жизненно важных соединений на планете без участия живых организмов» Этот материал послужил И.С.Мустафину отправным пунктом в развитии представлений о происхождении и стратиграфическом распределении горючих ископаемых биосферы.Мустафин обращается к учению о биосфере академика В.И.Вернадского, лежащему в основе науки об устойчивом развитии, и, в первую очередь, к идеям об организованности биосферы, являющейся продуктом сложного превращения вещественно-энергетического и информационного потоков живым веществом за время геологической истории Земли, и о планетарной геохимической роли живого вещества, т.е совокупности всех живых организмов, существовавших или существующих в определённый отрезок времени, которые рассматриваются как мощный геологический и биогеохимический факторы. Мустафин сопоставляет судьбу серы и азота в живом веществе, которое, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот [53].Он отмечает, что в обычных термодинамических условиях азот в состав органической молекулы входит только под воздействием специфического живого вещества, например, азотобактера бобовых растений, тогда как сера в тех же условиях способна вступать с изменяющимся веществом в реакции абиогенного характера. Исходя из того, что обеднение исходного вещества азотом и серой идет пропорционально, он заключает, что их первоначальное содержание в нефтях должно измеряться сотыми долями процента. Эти соображения, равно как и экспериментальное сравнение большого количества образцов малосернистых нефтей по содержанию азота и серы, дали ему возможность утверждать, что термину «малосернистые нефти» (с содержанием до 0,5 %) следует придавать вполне определенный смысл: он должен характеризовать нефти, содержащие только первичную серу. Многосернистые же нефти, по мнению ученого, обогащаются ею в пластах, причем это осернение может носить как биогенный, так и абиогенный характер.Впоследствии в работе «О стратиграфическом распределении горючих ископаемых» [54] он наглядно сопоставляет и оценивает известные мировые запасы горючих ископаемых по геологическим периодам и приходит к выводу, что отложения каустобиолитов различных геологических периодов содержат в масштабе планеты пропорциональные количества нефтей, горючих сланцев и каменных углей. Полученные данные убедительно подтверждают единство живой и неживой материи. Мустафин смог доказать возможность минерального синтеза нефтей в природе, т.е. подтвердил теорию неорганического происхождения нефти.
В основе этой теории может лежать, например, взаимодействие воды, проникающей во время горообразовательных процессов по трещинам-разломам, рассекающим земную кору, вглубь, в недра, где она, в конце концов, встречается с карбидами железа. Под воздействием окружающих температур и давления вода может взаимодействовать с карбидами с образованием оксидов железа и углеводородов. Полученные вещества по тем же разломам поднимаются в верхние слои земной коры и насыщают пористые породы. Так могут образовываться газовые и нефтяные месторождения. Абиогенная теория происхождения нефти долгое время не имела поддержки у геологов, и только в настоящее время получила новые доказательства – от астрофизиков. Исследования спектров небесных тел показали, что в атмосфере Юпитера и других больших планет, а также в газовых оболочках комет встречаются соединения углерода с водородом. Ну, а раз углеводороды широко распространены в космосе, значит, в природе все же идут и процессы синтеза органических веществ из неорганики. С другой стороны, корреляции И.С.Мустафина в стратиграфическом распределении горючих ископаемых – это весьма значительный аргумент для тех, кто склонен признавать органическое происхождение нефти. [54].Эти работы Мустафина давали пищу для размышлений и геологам, и химикам, и биохимикам, и даже философам. Уж слишком велика цена истины в данном случае. Если правы сторонники биогенной теории, то верно и опасение, что запасы нефти, возникшие давным-давно, вскоре могут подойти к концу. Если же, правда на стороне их оппонентов, то вероятно, эти опасения напрасны. Ведь землетрясения и сейчас приводят к образованию разломов земной коры, воды на планете достаточно… Словом, все это позволяет надеяться, что нефть образуется в недрах и сегодня, а значит, нечего опасаться, что завтра она может кончиться. Исследования Мустафина были чрезвычайно важны для теории устойчивого развития биосферы, однако он был вынужден прекратить работы в этом направлении. Случилось это совсем не потому, что он потерял интерес к проблемам окислительной деструкции органических соединений…В 1937 году был арестован, осужден и расстрелян его научный руководитель профессор Н.А.Орлов, вслед за ним была репрессирована и уничтожена его жена. Единственного сына определили в детский дом, где он вскоре умер то ли от инфекционного заболевания, то ли от депрессии.
Репрессии обрушились и на любимых и наиболее талантливых учеников Орлова - Мустафина и Шалыгина. Послушное стадо идеологически-подавленных активистов и журналистов с удовольствием принялось раскручивать "дело саратовских химиков". Саратовская газета "Сталинец" 7 октября 1937 года писала: "Они, пораженные идиотской болезнью - политической беспечностью… слепо доверились диверсанту Орлову. В погоне за научными трудами Шалыгин и Мустафин встали на беспринципный путь подхалимства и печатали с Орловым совместные работы". Эти работы, кстати, были опубликованы по рекомендации академика Н.Д.Зелинского, а самого Орлова горячо поддерживал тогдашний ректор Саратовского университета Гавриил Кириллович Хворостин. Через некоторое время ректора Хворостина постигла участь Орлова. Он был репрессирован и расстрелян. Такая же судьба была уготована и Мустафину. Саратовские газеты дали ему хлесткое имя "орловский рысак", обвиняли его в карьеризме, подхалимстве, пособничестве, его имя склоняли на митингах и собраниях. На октябрьском университетском собрании 1937 года все коллеги и ученики Н.А.Орлова должны были выступить с осуждением арестованного ученого и отречением от него. Один за другим поднимались химики и произносили слова бранные слова в адрес человека, который совсем недавно был кумиром университетских студентов и ученых. Но когда очередь дошла до Мустафина, он встал и заявил, что считает Орлова выдающимся химиком и замечательным, честным человеком. Он не мог предать своего научного руководителя и продолжал защищать его доброе имя. Это был поступок бесстрашного человека, на который не могли решиться его многочисленные коллеги, готовые покорно выполнять команды вышестоящих дрессировщиков и выступавшие с осуждением профессора Орлова.
14 октября 1937 года Саратовская газета "Сталинец", "разоблачая" профессора Орлова и ректора университета Хворостина, которые уже сидели в тюрьме, писала: "В то время, когда парторганизация в течение двух лет вела решительную борьбу с вредительскими мероприятиями… Мустафин в лучшем случае отмалчивался, а иногда выступал с прямой защитой его действий. Предупреждений было больше, чем достаточно. Эти факты учат нас многому. Мустафин должен получить по заслугам".
Вслед за этой публикацией университетские коммунисты приняли решение об исключении Мустафина из рядов ВКП(б). Подавленный молодой ученый, от которого сразу же отвернулись все его друзья и коллеги, ожидал ареста. В последний раз он решил навестить места, где он родился, и уехал из Саратова. И хотя университетская партийная организация приняла решение об исключении И.С.Мустафина из коммунистической партии, но по каким-то причинам райком ВКП(б) это решение не утвердил. То ли советская партийная бюрократия затеряла решение университетских коммунистов, то ли бумаги попали в руки людей, искренне симпатизирующих молодому, красивому и талантливому ученому, то ли в райкоме оказались приличные люди, понявшие, что нельзя исключать из своих рядов по настоящему достойных людей, которые не способны на предательство. Теперь это установить достаточно сложноА потом началась Великая Отечественная война, Мустафин ушел на фронт в первый же день войны. В его трудовой книжке запись об отбытии "для прохождения военного сбора" помечена 23 июня 1941 года.В августе победного 1945 года Мустафин вернулся в родной Саратовский университет фронтовиком-победителем. С него опять стали собирать партийные взносы и привлекать к партийной работе по восстановлению родного университета, существенно пострадавшего во после военного лихолетья.
После войны Мустафин больше не обращался к теме по окислительной деструкции, слишком горькими были воспоминания, связанные с работой в этом направлении. Некоторые работы ученого, подготовленные к печати еще до войны, вышли в свет уже в 1948 и 1951 годах [53-54].Но внимание Мустафина полностью переключается на тематику, относящуюся к аналитической химии и связанную с применением органических реагентов для неорганического анализа. Находясь на стыке органической, неорганической, физической и аналитической химии, эта область обогатилась интереснейшими результатами, стимулировавшими дальнейшее разви портрет профессора И.С.Мустафина](i/Narodnayagallery/_NARODNAYa_LENTA_PAMYaTI__-_Kniga_sudeb/thumb/portret_Papa_Osipov.jpg) | портрет профессора И.С.Мустафина | |
|
|
|