Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Партнеры
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait "National Portrait Gallery" Коллекция музеяРаздел "История - глазами потомков"Горшков Сергей Георгиевич Адмирал
 
Музей портрета:
 
 
Белинский В Г
Белинский В Г
Толстой Л Н
Толстой Л Н
 



Вас присветствует НПГ:

Куратор проекта «Золотые страницы истории России» Александр Осипов,

Предыдущий файл НачалоГоршков Сергей Георгиевич АдмиралСледующий файл
Горшков Сергей Георгиевич Адмирал

Художник Погодин. Трейстер 1978год, х.м., 90х68
(Картина нуждается в реставрации. Будем благодарны любой помощи)
Адмирал
Горшков Сергей Георгиевич - главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР - заместитель министра обороны СССР, Адмирал Флота Советского Союза.

Родился 26 февраля 1910 года в городе Каменец-Подольский (ныне Хмельницкой области Украины) в семье учителя. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В ВМФ с 1927 года. В 1931 году окончил Военно-морское училище, в 1937 году - курсы командиров миноносцев, в 1941 году - Курсы усовершенствования командного состава при Военно-морской академии.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Во время обороны Одессы С.Г. Горшков руководил высадкой первого на Чёрном море морского десанта в районе Григорьевки (ныне Коминтерновский район Одесской области Украины), который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. С октября 1941 года - командовал Азовской военной флотилией. С августа 1942 года - заместитель командира Новороссийского оборонительного района, с ноября того же года - командующий 47-й армией, с февраля 1943 года вновь командующий Азовской флотилией, а с апреля 1944 года - Дунайской военной флотилией. 25 сентября 1944 года контр-адмиралу Горшкову С.Г. было присвоено воинское звание "вице-адмирал".

В ноябре 1944 года корабли Дунайской военной флотилии были переброшены вверх по Дунаю для участия в штурме Будапешта. Командующий флотилией вице-адмирал С.Г. Горшков считал, что ключевым звеном этой операции должна стать высадка десанта в Герьене, т.к. это - идеальный плацдарм для наступления к озеру Балатон, достигнув которого десантники замыкали кольцо окружения вокруг столицы Венгрии. Поскольку с западного берега бронекатерам с десантом угражали батареи противника, в помощь им был выделен отряд артиллерийской поддержки. Немецкие орудия заговорили, когда оба отряда бронекатеров уже находились на подступах к Герьену. Как и предусматривал план операции, в бой с гитлеровцами вступили только катера отряда прикрытия. В это время десантные корабли продолжали двигаться вперёд самым малым ходом, стараясь не нарушать маскировки. В итоге десант был доставлен к месту высадки без потерь, и 1 декабря 1944 года после ожесточённого трёхчасового боя с советскими морскими пехотинцами противник оставил Герьен. Это была последняя фронтовая операция, которой руководил С.Г. Горшков…

В январе 1945 года вице-адмирала Горшкова С.Г. назначают командующим эскадрой Черноморского флота. В этой должности он встретил победу над гитлеровской Германией.

В 1948-51 годах С.Г. Горшков - начальник штаба, в 1951-55 годах - командующий Черноморским флотом.

С июля 1955 года адмирал Горшков С.Г. - первый заместитель главнокомандующего, а с января 1956 года до 1985 года - главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР - заместитель министра обороны СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года "за умелое руководство войсками, личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне" адмиралу флота Горшкову Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10684).

26 октября 1967 года С.Г. Горшкову присвоено высшее воинское звание "Адмирал Флота Советского Союза". Возглавляя советский Военно-Морской Флот, он внёс большой вклад в его послевоенное развитие и строительство, в оснащение современными кораблями, военной техникой. По праву считается, что Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков - создатель самого крупного и мощного флота за всю историю нашего Отечества.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1982 года "за большой вклад в боевую готовность Военно-Морского Флота, оснащение его боевыми кораблями и умелое руководство им" Горшков Сергей Георгиевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 118).

С 1985 года С.Г. Горшков в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1961 года он член ЦК КПСС (канд. с 1956 года). Депутат Верховного Совета СССР 4-11-го созывов. Лауреат Ленинской (медаль № 3591 от 21.04.85 г.) и Государственной премий СССР (медаль № 9250 от 06.08.80 г.).

Умер 13 мая 1988 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 7 орденами Ленина (№ 225064 от 26.02.53 г., № 333575 от 25.02.60 г., № 342635 от 28.04.63 г., № 343485 от 07.05.65 г., № 391856 от 25.02.70 г., № 400292 от 21.02.78 г., № 429830 от 21.12.82 г.), орденом Октябрьской Революции (№ 11 от 22.02.68 г.), 4 орденами Красного Знамени (№ 22023 от 03.04.42 г., № 3317/2 от 24.07.43 г., № 4396/3 от 06.11.47 г., № 561766 от 23.07.59 г.), орденами Ушакова 1-й (№ 36 от 28.06.45 г.) и 2-й (№ 233 от 16.05.44 г.) степеней, Кутузова 1-й степени (№ 206 от 18.09.43 г.), Отечественной войны 1-й степени (№ 451261 - 06.04.85 г.), Красной Звезды (№ 851200 от 03.11.44 г.), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (№ 17 от 30.04.75 г.), медалями, Почётным оружием, а также 52-я иностранными орденами и медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза С.Г. Горшкова установлен в городе Коломна Московской области.

История картины:

Портрет находился на подводной лодке и является немым свидетелем трагедиии!!!

Опубликовано в газете "На страже Заполярья", среда 19 марта 1997 года № 21 (17094).

Из глубины забвения

."K-131":

За несколько десятилетий существования соединения атомных подводных лодок, которым командует контр-адмирал М. Кузнецов, в его летопись внесено немало славных дел. Но наряду с покорением Северного полюса, отлично выполненными боевыми службами, сотнями успешных ракетных стрельб и торпедных атак в истории части есть и трагические страницы.

Сейчас ни для кого уже не секрет, какой ценой, сколькими жизнями оплатили подводники-североморцы освоение глубин Мирового океана. В последнее время общественное мнение и интерес приподняли завесу секретности над отдельными драматическими событиями. Всё меньше и меньше белых пятен в истории Северного флота.

Есть на Кольской земле захоронение, о котором знают далеко не все. Рядом с заполярным гарнизоном, чуть поодаль от дороги, выситься монумент. Под выбитым в граните силуэтом подлодки - тринадцать фамилий. Каждый год 18 июня приходят сюда оставшиеся в живых ветераны североморского подплава, молодое поколение подводников, чтобы почтить светлую память товарищей, погибших в океане. Отдать дань уважения героическому экипажу атомной ракетной подводной лодки капитана 1 ранга Е. Селиванова, мужественно вступившему 18 июня 1984 года в глубинах Норвежского моря в ожесточенную схватку с огненной стихией…

Автономное плавание близилось к концу. До базы оставалось всего три-четыре дня хода, когда электрик БЧ-5 старший матрос Михаил Чернега, отдыхавший после трудной вахты в восьмом электромеханическом отсеке, неожиданно проснулся от резкого свистящего шума. Аварийно продували цистерну главного балласта, клапан которой находился у подводника прямо над головой. С койки Михаила был хорошо виден центральный проход отсека. Чернега мельком взглянул в него и… онемел: по проходу бежал горящий человек! Сразу же появилась мысль, что в отсеке пожар и необходимо побыстрее включиться в ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат), который хранился в боевом посту. Отсек был уже задымлен.

Когда парень выскочил в проход, увидел, что горящий человек (им оказался старшина команды электриков БЧ-5 мичман Валентин Трубицын) лежит ничком на палубе, а матросы, находившиеся рядом, пытаются сбить с него одеялом огонь. Чтобы попасть в пост обслуживания электромеханизмов главной энергетической установки (ГЭУ) и вспомогательных механизмов, Чернеге нужно было проскочить мимо метавшихся в проходе подводников. Но возможности такой не было.

Неожиданно вспомнил, что перед автономкой складывали "идашки" в трюме восьмого. Значит, нужно включиться там. В это время старшина второй статьи Буянов из БЧ-2 пытался укротить пламя при помощи носовой катушки ВПЛ (воздушно-пенная лодочная система, предназначенная для тушения пожаров). Но она не сработала.

Вынырнув из трюма уже в ИДА-59, Михаил увидел, что горит левый рукав рабочего платья Буянова. Схватив подвернувшуюся под руку емкость с водой, он окатил товарища с головы до ног, а затем помог старшине включиться в "идашку". Вместе начали выбираться на верхнюю палубу отсека. Аппарат Чернеге попался на размер больше, поэтому, вдыхая воздух, Михаил чувствовал, что в горле начало першить от гари. Лишь добравшись до поста и включившись в свою "идашку", старший матрос почувствовал себя лучше.

А по "каштану" (боевая трансляция на лодке) из центрального поста (ЦП) постоянно запрашивали обстановку в отсеке. Буянов доложил, что в восьмом еще остались живые подводники, и что пожар не прекращается. В это же время матросы Половой и Митрофанов, стоявшие на вахте в отсеке, старались сбить пламя с мичмана Трубицына. Но, не успев вовремя включиться в ИДА-59, надышались угарным газом и задохнулись.

В восьмом находился и техник-электрик БЧ-5 мичман Юрий Шкинь. Проснувшись по сигналу аварийной тревоги (отдыхал после вахты), он хотел воспользоваться изолирующим противогазом (ИП-6). Но тот, видимо, в дыму выскользнул из рук и упал за кабельные трассы. Да так, что не достать. Тогда Юрий Петрович, включившись в ПДУ (портативное дыхательное устройство), решил пробиваться сквозь пламя в трюм, где хранились "идашки", но, в отличие от Чернеги, другим, как оказалось более сложным путем. Позже аварийная партия нашла Шкиня в трюме. Юрий Петрович самую малость не добрался до аппарата, рассчитанного на более длительный (по сравнению с ПДУ), срок использования. Задохнулся…

Огненная трагедия разыгралась и в посту управления ГЭУ, расположенном в восьмом отсеке по принципу "отсек в отсеке". Там несли вахту несколько офицеров.Когда из ЦП запросили пост, что происходит в восьмом отсеке, командир электротехнического дивизиона (ЭТД) капитан 3 ранга Александр Черняев, находившийся вместе с "управленцами", отдраил переборочную дверь. Увидев, что в отсеке пожар, Черняев как командир восьмого сразу же стал руководить борьбой за живучесть. Но неожиданно произошел объемный взрыв паров масла, топлива и кислорода. Огненный смерч, ворвавшийся в открытую дверь пульта ГЭУ, полыхнул в лицо командиру группы дистанционного управления капитан-лейтенанту Леонову.

Когда капитана 3 ранга Черняева обнаружили за щитом электроэнергетики, то увидели, что офицер как бы присел над "идашкой", привалившись плечом к отсечной переборке. Он, видимо, всё же опередил взрыв, успел укрыться от смертоносного удара. На большее у него сил не хватило…

Из центрального поста поступила команда: всем оставшимся в живых немедленно эвакуироваться в девятый отсек. В восьмой собирались дать ЛОХ (лодочная объёмная химическая защита, используемая при тушении пожаров). В девятый отсек, а затем в десятый вместе со старшиной 2 статьи Буяновым и старшим матросом Чернегой вышли и несколько не пострадавших офицеров поста управления ГЭУ. Только здесь Михаил Чернега смог стянуть с головы "идашку" и перевести дыхание. Всё произошедшее за последние пять-десять минут - коротившие кабель-трассы, языки пламени, ядовитый дым, ослепительная вспышка объёмного взрыва - представлялось ему кошмаром. Понимал, что уцелели чудом, хотя, по правде говоря, уже десять раз успел попрощаться с жизнью. Слава Богу, что этот ужас для них, укрывшихся в десятом отсеке, уже закончился.

Но он продолжался для подводников, которые находились в седьмом отсеке. Кто-то из восьмого, поправ непреложный закон подплава не покидать аварийный отсек даже при угрозе собственной жизни, выскочил в горящей одежде в седьмой.

Стоявший на вахте матрос Иванов, увидев быстро разрастающийся пожар, бросился в каюту к командиру отсека капитан-лейтенанту Зеленскому. Офицер выбежал в центральный проход, но, сделав неловкое движение в сторону, через открытый в палубе люк провалился в трюм и тем самым спас себя. Потому что в следующую секунду от резкого перепада температуры разорвало кислородный баллон "идашки", уложенной в выгородке рядом с каютой Зеленского. Мощная огненная струя ударила матроса Иванова в упор. Он ещё пытался защититься от смертельной опасности. Но так, закрыв лицо руками, и погиб.

А подводники седьмого отчаянно боролись за живучесть. Выбравшись из трюма, их возглавил командир отсека. Когда Зеленский понял, что справиться с пожаром не под силу, принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: так как станция ЛОХ находиться в седьмом, то дать газ "на себя".

Потом оставшихся в живых вывели в шестой отсек. Погибли в основном те, кто не успел включиться в индивидуальные средства защиты. Несколько подводников без "идашек" боролись с огнём в трюме. Их потом вытаскивала аварийная партия скрючившимися, задохнувшимися.

Когда к атомной подводной лодке подоспела помощь, пожар на её борту уже ликвидировали. Вспыхнувший внезапно, он выжег два отсека и унес жизни тринадцати подводников…

Эту трагическую для экипажа АПЛ капитана 1 ранга Е. Селиванова историю рассказал мне очевидец и участник описанных событий. Мичман Чернега Михаил Петрович. Тот самый старший матрос Миша Чернега, мужественно вступивший 18 июня 1984 года вместе с товарищами в ожесточённую схватку с огнём и чудом оставшийся в живых.

После аварии и двух с половиной лет срочной службы он окончил школу мичманов и прапорщиков Северного флота и вернулся старшиной команды электриков в родной экипаж, в восьмой отсек.

Вначале Михаил Петрович не хотел говорить о пережитом, бередить душевные раны. Но потом согласился, правда с условием, что в конце материала я назову (впервые в открытой периодике) имена всех, кто тогда погиб. Вот их фамилии:

Капитан 3 ранга А. Черняев;

капитан-лейтенант И. Леонов;

мичман С. Яковлев;

мичман В. Трубицын;

мичман Ю. Шкинь;

мичман Д. Поцюс;

старшина 2 статьи Г. Абрамян;

старший матрос А. Гружас;

матрос Н. Приходько;

матрос И. Бондаренко;

матрос В. Половой;

матрос В. Митрофанов

Вечные вам память и слава!

Корр. "На страже Заполярья" старший лейтенант С. Васильев

Памяти погибших подводников "К-131"

За пол-века, пока существует гарнизон Видяево, в его историю подводниками-североморцами вписано немало славных
страниц. Но наряду с покорением Северного полюса, множеством боевых служб, сотнями успешных ракетных стрельб и
торпедных атак, к сожалению, были и трагические дни.

Сегодня уже не секрет,какой ценой,сколькими жизнями оплатил ВМФ России освоение глубин Мирового океана.

Каждый год 18 июня приходят к мемориалу "МОРЯКАМ-ПОДВОДНИКАМ" оставшиеся в живых ветераны подплава, молодое поколение подводников, жители посёлка, чтобы почтить светлую память товарищей, погибших в океане.                                                                                    
Официальные документы предельно сжато говорят о случившемся: "18.06.1984 г. при возвращении с боевой службы на 61-е
сутки плавания, возник пожар на подводной лодке К-131 в 8-м отсеке, распространившийся на 7-й
отсек (турбинный)... Погибло 13 человек, лодка лишилась хода и в базу была доставлена буксиром..."
   

 

МОЛИТВА

Автор плэйкаста: feodorisa
Создан: 9 ноября 2009 13:23


 
Конкурс Высоцкого
 
 
Стеценко Богдан Петрович
Стеценко Богдан Петрович
Дружинин Александр
Дружинин Александр
 

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Услуги
НПГ

 

Яндекс.Метрика