Художник Погодин. Трейстер 1978год, х.м., 90х68
(Картина нуждается в реставрации. Будем благодарны любой помощи)
Адмирал
Горшков Сергей Георгиевич - главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР - заместитель министра обороны СССР, Адмирал Флота Советского Союза.
Родился 26 февраля 1910 года в городе Каменец-Подольский (ныне Хмельницкой области Украины) в семье учителя. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В ВМФ с 1927 года. В 1931 году окончил Военно-морское училище, в 1937 году - курсы командиров миноносцев, в 1941 году - Курсы усовершенствования командного состава при Военно-морской академии.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Во время обороны Одессы С.Г. Горшков руководил высадкой первого на Чёрном море морского десанта в районе Григорьевки (ныне Коминтерновский район Одесской области Украины), который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. С октября 1941 года - командовал Азовской военной флотилией. С августа 1942 года - заместитель командира Новороссийского оборонительного района, с ноября того же года - командующий 47-й армией, с февраля 1943 года вновь командующий Азовской флотилией, а с апреля 1944 года - Дунайской военной флотилией. 25 сентября 1944 года контр-адмиралу Горшкову С.Г. было присвоено воинское звание "вице-адмирал".
В ноябре 1944 года корабли Дунайской военной флотилии были переброшены вверх по Дунаю для участия в штурме Будапешта. Командующий флотилией вице-адмирал С.Г. Горшков считал, что ключевым звеном этой операции должна стать высадка десанта в Герьене, т.к. это - идеальный плацдарм для наступления к озеру Балатон, достигнув которого десантники замыкали кольцо окружения вокруг столицы Венгрии. Поскольку с западного берега бронекатерам с десантом угражали батареи противника, в помощь им был выделен отряд артиллерийской поддержки. Немецкие орудия заговорили, когда оба отряда бронекатеров уже находились на подступах к Герьену. Как и предусматривал план операции, в бой с гитлеровцами вступили только катера отряда прикрытия. В это время десантные корабли продолжали двигаться вперёд самым малым ходом, стараясь не нарушать маскировки. В итоге десант был доставлен к месту высадки без потерь, и 1 декабря 1944 года после ожесточённого трёхчасового боя с советскими морскими пехотинцами противник оставил Герьен. Это была последняя фронтовая операция, которой руководил С.Г. Горшков…
В январе 1945 года вице-адмирала Горшкова С.Г. назначают командующим эскадрой Черноморского флота. В этой должности он встретил победу над гитлеровской Германией.
В 1948-51 годах С.Г. Горшков - начальник штаба, в 1951-55 годах - командующий Черноморским флотом.
С июля 1955 года адмирал Горшков С.Г. - первый заместитель главнокомандующего, а с января 1956 года до 1985 года - главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР - заместитель министра обороны СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года "за умелое руководство войсками, личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне" адмиралу флота Горшкову Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10684).
26 октября 1967 года С.Г. Горшкову присвоено высшее воинское звание "Адмирал Флота Советского Союза". Возглавляя советский Военно-Морской Флот, он внёс большой вклад в его послевоенное развитие и строительство, в оснащение современными кораблями, военной техникой. По праву считается, что Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков - создатель самого крупного и мощного флота за всю историю нашего Отечества.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1982 года "за большой вклад в боевую готовность Военно-Морского Флота, оснащение его боевыми кораблями и умелое руководство им" Горшков Сергей Георгиевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 118).
С 1985 года С.Г. Горшков в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1961 года он член ЦК КПСС (канд. с 1956 года). Депутат Верховного Совета СССР 4-11-го созывов. Лауреат Ленинской (медаль № 3591 от 21.04.85 г.) и Государственной премий СССР (медаль № 9250 от 06.08.80 г.).
Умер 13 мая 1988 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 7 орденами Ленина (№ 225064 от 26.02.53 г., № 333575 от 25.02.60 г., № 342635 от 28.04.63 г., № 343485 от 07.05.65 г., № 391856 от 25.02.70 г., № 400292 от 21.02.78 г., № 429830 от 21.12.82 г.), орденом Октябрьской Революции (№ 11 от 22.02.68 г.), 4 орденами Красного Знамени (№ 22023 от 03.04.42 г., № 3317/2 от 24.07.43 г., № 4396/3 от 06.11.47 г., № 561766 от 23.07.59 г.), орденами Ушакова 1-й (№ 36 от 28.06.45 г.) и 2-й (№ 233 от 16.05.44 г.) степеней, Кутузова 1-й степени (№ 206 от 18.09.43 г.), Отечественной войны 1-й степени (№ 451261 - 06.04.85 г.), Красной Звезды (№ 851200 от 03.11.44 г.), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (№ 17 от 30.04.75 г.), медалями, Почётным оружием, а также 52-я иностранными орденами и медалями.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза С.Г. Горшкова установлен в городе Коломна Московской области.
Из глубины забвения
."K-131":
За несколько десятилетий существования соединения атомных подводных лодок, которым командует контр-адмирал М. Кузнецов, в его летопись внесено немало славных дел. Но наряду с покорением Северного полюса, отлично выполненными боевыми службами, сотнями успешных ракетных стрельб и торпедных атак в истории части есть и трагические страницы.
Сейчас ни для кого уже не секрет, какой ценой, сколькими жизнями оплатили подводники-североморцы освоение глубин Мирового океана. В последнее время общественное мнение и интерес приподняли завесу секретности над отдельными драматическими событиями. Всё меньше и меньше белых пятен в истории Северного флота.
Есть на Кольской земле захоронение, о котором знают далеко не все. Рядом с заполярным гарнизоном, чуть поодаль от дороги, выситься монумент. Под выбитым в граните силуэтом подлодки - тринадцать фамилий. Каждый год 18 июня приходят сюда оставшиеся в живых ветераны североморского подплава, молодое поколение подводников, чтобы почтить светлую память товарищей, погибших в океане. Отдать дань уважения героическому экипажу атомной ракетной подводной лодки капитана 1 ранга Е. Селиванова, мужественно вступившему 18 июня 1984 года в глубинах Норвежского моря в ожесточенную схватку с огненной стихией…
Автономное плавание близилось к концу. До базы оставалось всего три-четыре дня хода, когда электрик БЧ-5 старший матрос Михаил Чернега, отдыхавший после трудной вахты в восьмом электромеханическом отсеке, неожиданно проснулся от резкого свистящего шума. Аварийно продували цистерну главного балласта, клапан которой находился у подводника прямо над головой. С койки Михаила был хорошо виден центральный проход отсека. Чернега мельком взглянул в него и… онемел: по проходу бежал горящий человек! Сразу же появилась мысль, что в отсеке пожар и необходимо побыстрее включиться в ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат), который хранился в боевом посту. Отсек был уже задымлен.
Когда парень выскочил в проход, увидел, что горящий человек (им оказался старшина команды электриков БЧ-5 мичман Валентин Трубицын) лежит ничком на палубе, а матросы, находившиеся рядом, пытаются сбить с него одеялом огонь. Чтобы попасть в пост обслуживания электромеханизмов главной энергетической установки (ГЭУ) и вспомогательных механизмов, Чернеге нужно было проскочить мимо метавшихся в проходе подводников. Но возможности такой не было.
Неожиданно вспомнил, что перед автономкой складывали "идашки" в трюме восьмого. Значит, нужно включиться там. В это время старшина второй статьи Буянов из БЧ-2 пытался укротить пламя при помощи носовой катушки ВПЛ (воздушно-пенная лодочная система, предназначенная для тушения пожаров). Но она не сработала.
Вынырнув из трюма уже в ИДА-59, Михаил увидел, что горит левый рукав рабочего платья Буянова. Схватив подвернувшуюся под руку емкость с водой, он окатил товарища с головы до ног, а затем помог старшине включиться в "идашку". Вместе начали выбираться на верхнюю палубу отсека. Аппарат Чернеге попался на размер больше, поэтому, вдыхая воздух, Михаил чувствовал, что в горле начало першить от гари. Лишь добравшись до поста и включившись в свою "идашку", старший матрос почувствовал себя лучше.
А по "каштану" (боевая трансляция на лодке) из центрального поста (ЦП) постоянно запрашивали обстановку в отсеке. Буянов доложил, что в восьмом еще остались живые подводники, и что пожар не прекращается. В это же время матросы Половой и Митрофанов, стоявшие на вахте в отсеке, старались сбить пламя с мичмана Трубицына. Но, не успев вовремя включиться в ИДА-59, надышались угарным газом и задохнулись.
В восьмом находился и техник-электрик БЧ-5 мичман Юрий Шкинь. Проснувшись по сигналу аварийной тревоги (отдыхал после вахты), он хотел воспользоваться изолирующим противогазом (ИП-6). Но тот, видимо, в дыму выскользнул из рук и упал за кабельные трассы. Да так, что не достать. Тогда Юрий Петрович, включившись в ПДУ (портативное дыхательное устройство), решил пробиваться сквозь пламя в трюм, где хранились "идашки", но, в отличие от Чернеги, другим, как оказалось более сложным путем. Позже аварийная партия нашла Шкиня в трюме. Юрий Петрович самую малость не добрался до аппарата, рассчитанного на более длительный (по сравнению с ПДУ), срок использования. Задохнулся…
Огненная трагедия разыгралась и в посту управления ГЭУ, расположенном в восьмом отсеке по принципу "отсек в отсеке". Там несли вахту несколько офицеров.Когда из ЦП запросили пост, что происходит в восьмом отсеке, командир электротехнического дивизиона (ЭТД) капитан 3 ранга Александр Черняев, находившийся вместе с "управленцами", отдраил переборочную дверь. Увидев, что в отсеке пожар, Черняев как командир восьмого сразу же стал руководить борьбой за живучесть. Но неожиданно произошел объемный взрыв паров масла, топлива и кислорода. Огненный смерч, ворвавшийся в открытую дверь пульта ГЭУ, полыхнул в лицо командиру группы дистанционного управления капитан-лейтенанту Леонову.
Когда капитана 3 ранга Черняева обнаружили за щитом электроэнергетики, то увидели, что офицер как бы присел над "идашкой", привалившись плечом к отсечной переборке. Он, видимо, всё же опередил взрыв, успел укрыться от смертоносного удара. На большее у него сил не хватило…
Из центрального поста поступила команда: всем оставшимся в живых немедленно эвакуироваться в девятый отсек. В восьмой собирались дать ЛОХ (лодочная объёмная химическая защита, используемая при тушении пожаров). В девятый отсек, а затем в десятый вместе со старшиной 2 статьи Буяновым и старшим матросом Чернегой вышли и несколько не пострадавших офицеров поста управления ГЭУ. Только здесь Михаил Чернега смог стянуть с головы "идашку" и перевести дыхание. Всё произошедшее за последние пять-десять минут - коротившие кабель-трассы, языки пламени, ядовитый дым, ослепительная вспышка объёмного взрыва - представлялось ему кошмаром. Понимал, что уцелели чудом, хотя, по правде говоря, уже десять раз успел попрощаться с жизнью. Слава Богу, что этот ужас для них, укрывшихся в десятом отсеке, уже закончился.
Но он продолжался для подводников, которые находились в седьмом отсеке. Кто-то из восьмого, поправ непреложный закон подплава не покидать аварийный отсек даже при угрозе собственной жизни, выскочил в горящей одежде в седьмой.
Стоявший на вахте матрос Иванов, увидев быстро разрастающийся пожар, бросился в каюту к командиру отсека капитан-лейтенанту Зеленскому. Офицер выбежал в центральный проход, но, сделав неловкое движение в сторону, через открытый в палубе люк провалился в трюм и тем самым спас себя. Потому что в следующую секунду от резкого перепада температуры разорвало кислородный баллон "идашки", уложенной в выгородке рядом с каютой Зеленского. Мощная огненная струя ударила матроса Иванова в упор. Он ещё пытался защититься от смертельной опасности. Но так, закрыв лицо руками, и погиб.
А подводники седьмого отчаянно боролись за живучесть. Выбравшись из трюма, их возглавил командир отсека. Когда Зеленский понял, что справиться с пожаром не под силу, принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: так как станция ЛОХ находиться в седьмом, то дать газ "на себя".
Потом оставшихся в живых вывели в шестой отсек. Погибли в основном те, кто не успел включиться в индивидуальные средства защиты. Несколько подводников без "идашек" боролись с огнём в трюме. Их потом вытаскивала аварийная партия скрючившимися, задохнувшимися.
Когда к атомной подводной лодке подоспела помощь, пожар на её борту уже ликвидировали. Вспыхнувший внезапно, он выжег два отсека и унес жизни тринадцати подводников…
Эту трагическую для экипажа АПЛ капитана 1 ранга Е. Селиванова историю рассказал мне очевидец и участник описанных событий. Мичман Чернега Михаил Петрович. Тот самый старший матрос Миша Чернега, мужественно вступивший 18 июня 1984 года вместе с товарищами в ожесточённую схватку с огнём и чудом оставшийся в живых.
После аварии и двух с половиной лет срочной службы он окончил школу мичманов и прапорщиков Северного флота и вернулся старшиной команды электриков в родной экипаж, в восьмой отсек.
Вначале Михаил Петрович не хотел говорить о пережитом, бередить душевные раны. Но потом согласился, правда с условием, что в конце материала я назову (впервые в открытой периодике) имена всех, кто тогда погиб. Вот их фамилии:
Капитан 3 ранга А. Черняев;
капитан-лейтенант И. Леонов;
мичман С. Яковлев;
мичман В. Трубицын;
мичман Ю. Шкинь;
мичман Д. Поцюс;
старшина 2 статьи Г. Абрамян;
старший матрос А. Гружас;
матрос Н. Приходько;
матрос И. Бондаренко;
матрос В. Половой;
матрос В. Митрофанов
Вечные вам память и слава!
Корр. "На страже Заполярья" старший лейтенант С. Васильев
Памяти погибших подводников "К-131"
За пол-века, пока существует гарнизон Видяево, в его историю подводниками-североморцами вписано немало славных
страниц. Но наряду с покорением Северного полюса, множеством боевых служб, сотнями успешных ракетных стрельб и
торпедных атак, к сожалению, были и трагические дни.
Сегодня уже не секрет,какой ценой,сколькими жизнями оплатил ВМФ России освоение глубин Мирового океана.
Каждый год 18 июня приходят к мемориалу "МОРЯКАМ-ПОДВОДНИКАМ" оставшиеся в живых ветераны подплава, молодое поколение подводников, жители посёлка, чтобы почтить светлую память товарищей, погибших в океане.
Официальные документы предельно сжато говорят о случившемся: "18.06.1984 г. при возвращении с боевой службы на 61-е
сутки плавания, возник пожар на подводной лодке К-131 в 8-м отсеке, распространившийся на 7-й
отсек (турбинный)... Погибло 13 человек, лодка лишилась хода и в базу была доставлена буксиром..."